Интернет, интранет, экстранет

БАЗЫ ДАННЫХ. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ. МУЛЬТИМЕДИА / ГИПЕРМЕДИА. СЕТИ.

ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ - это инструменты на базе компьютера, которые используются в качестве интел­лектуальных средств при принятии решений, т. е. это компьютерная программа, которая моделирует порядок действий, выполняемых человеком, являющемся экспертом в данной области (геолог, врач, юрист и т. д.)

Большинство экспертных систем включают в себя следующие компоненты:

- базу данных,

- машину логических умозаключений,

- интерфейс пользователя.

ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА опрашивает пользователя относи­тельно текущего состояния проблемы, просматривает свою базу данных для нахождения относящихся к делу фактов и правил, которые были накоплены ранее, обрабатывает информацию, приходит к решению и сообщает об этом решении пользователю. Машина логических умозаключений обеспечивает логику, или интеллект. Она отыскивает информацию из базы данных и данные, относящиеся к текущей проблеме, необходимые для принятия решений.

ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ первоначально были разрабо­таны в качестве помощников геологам и бизнесменам для принятия решений.

ЭКСПЕРНАЯ СИСТЕМА – «геолог» в 1975г. указала геологам месторождение молибдена, принеся доход США в 100 млн. долларов.

ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА - ttврач" ставит диагноз по 500 заболевания внутренних органов человека. ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА – «химик» в течении многих лет интенсивно используется химиками во всем мире по международным компьютерным сетям, помогая устанавливать структуры сложных высоко - молекулярных соединений.

ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ, работающие в области образования, помогают учителям идентифицировать и классифицировать учеников не способных к обучению. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ могут так же работать как инструменты познания. Американские учёные (Липперт Р.С., Старфиелт A.M., Смитч К.А.) считают, что создание экспертных систем приводит к более глубокому понима­нию предмета.

МУЛЬТИМЕДИА - это объединение нескольких средств представления информации в одной настольной системе. Обычно, это объединение таких средств, как текст, звук, графика, мультипликация, видеоизображения и пространственное моделирование. Этот термин " мульти­медиа " появился совсем недавно, " мульти " - много, " медиа " - средств.

Мультимедийные компьютеры способны работать со звуковой и видео информацией, манипулировать ею для получения спец. эффектов, синтезировать и воспроизво­дить звуки, создавать все виды графической информа­ции, включая анимационное изображение.

МУЛЬТИМЕДИА часто организуют как ГИПЕРМЕДИА, который состоит из узлов для хранения информации. Узлы могут включать в себя страницы текста, графику, звук, видеоклип и даже целый документ. Пользователь может осуществлять доступ к любому узлу, может добавлять, изменять, создавать информацию, т.е. это своего рода база данных на основе мультимедиа.

Компьютеры, какой бы феноменальной мощностью они не обладали, никогда не смогли бы произвести столь радикальные и революционные изменения в окружающем нас мире технологий, если не возможность объединения сотен. тысяч и моллионов компьютеров в сети (networks). Будучи объединенными в сети компьютеры создали принципиально новые сущности - Интернет, Интранет, Экстранет, все возможности которых мы всё ещё не в состоянии осознать.

Интернет (The Internet)

Интернет- это крупнейшая, наиболее востребованная и загруженная компьютерная сеть в мире. Она является интернациональной и объединяет сотни тысяч различных компьютерных сетей из более чем 200 стран мира.

Интернет отличается исключительной эластичностью, надежностью, саморегулиремостью и универсиальностью сервисов и форматов данных (бизнес транзакции, текст, образы, графика, видео, аудио). Термин World Wide Web часто используется как синоним слова Интернет, хотя это лишь одна из систем Интернет.

Интранет (Intranet)

Формально Интранет (Intranet) - это использование Интернет-каналов в корпоративных целях. Лучше всего, на мой взгляд, об Интранете говорится в статье Олега Савцова "Для тех, кто не знает, что такое Интранет". Приведем некоторые высказывания из этой статьи:

В начале XXI века случилось то, о чем так много говорили ученые в веке XX -мир пришел к так называемой системе информационного обществам. Сегодня практически каждый житель, даже самого удаленного уголка планеты, может узнать обо всем, что случилось в мире накануне, и непосредственно происходит в данный момент. Это стало возможно благодаря Интернету только ленивый в наши дни не знаком с Интернет-технологиями и ни разу не заглядывал во всемирную паутину. Нередко человек осведомлен о последних мировых событиях лучше, чем о том, что происходит на предприятии, где он работает, а работники компаний с коллегами из-за океана общаются чаще, чем с сотрудниками из соседнего отдела.

Это и понятно - чтобы быть в курсе мировых новостей, достаточно зайти на нужный сайт и прочитать все, что тебя интересует. В то же время грамотная координация деятельности нескольких отделов компании требует регулярного обмена документами, а иногда утомительных консультаций и длительных совещаний.

Если у компании несколько филиалов и их офисы расположены далеко друг от друга, то процесс общения становится еще более сложным - не все вопросы можно решить по телефону, а значит - приходится сканировать многостраничные материалы, отправлять электронные письма и факсы, а зачастую - посылать курьера или отправляться в утомительную поездку. Все это отнимает очень много времени, которое ни одна компания, которая хочет добиться успеха, не может позволить себе тратить попусту.

Одно из современных решений, которое сегодня используют западные компании для экономии времени и усилий сотрудников, а также для сокращения расходов - это Интранет. Интранет - это виртуальное информационное пространство, созданное внутри отдельно взятой компании (причем, то. насколько эта компания мала или велика - не имеет никакого значения, свой Интранет создают и фирмы, насчитывающие не более десятка сотрудников, и крупные корпорации, имеющие филиалы по всему миру). Если же компания постепенно набирает обороты, завоевывая все новые и новые позиции и расширяя сферу влияния на рынке, то вместе с ней может расти и ее Интранет-система, которую можно разрабатывать поэтапно, сначала внедряя лишь функции первостепенной важности и постепенно наращивая дополнительные.

Очень удобна интранет-система для фирм, работники которых ездят в командировки - возможность удаленного доступа к информации позволяет менеджеру, который находится в другом городе или даже за рубежом, беспрепятственно заходить на сайт, пользоваться внутренними документами и работать с аналитической и финансовой информацией. Кроме того, он может общаться со своими коллегами, которые работают в офисе - отчитываться и получать консультации.

Еще одна категория активных пользователей интранет-систем компании - ее дилеры. Здесь они могут узнавать регулярно обновляющуюся информацию об ассортименте продукции, а также о ценах и скидках. Эти же данные будут интересны и корпоративным клиентам - в интересах компании обеспечить доступ постоянных клиентов к своей интранет-системе.

Особых проблем с внедрением интранета на предприятии, как правило, не возникает. Интранет просто объединяет разрозненные источники информации в единую систему. Основные расходы - это оплата услуг компании-подрядчика, которая будет анализировать требования заказчика, разрабатывать и внедрять интранет-систему. При дальнейшем развитии системы сотрудникам не приходится переучиваться, и увеличение ее функций при сохранении единого интерфейса не вызывает сложностей. Результат же внедрения интранета становится заметен практически сразу - у руководства появляется возможность лучше координировать деятельность всех отделов и подразделений, у сотрудников появляется серьезный помощник, и, следовательно, повышается эффективность работы компании.

В зависимости от режима доступа к данным, Интранет можно условно разделить на on-line доступ и off-line доступ:

• on-line или режим реального времени собственно и является полноценным вариантом Интранет. В данном режиме управление информационными потоками осуществляется без какой-то бы то ни было задержки. Т.е. например, заполнив накладную в 12:00 в Воронеже она тут же становится доступным в Москве. Мало того, можно следить за процессом заполнения накладной - как Воронежский оператор позиция за позицией заполняет накладную, меняет цены и пр.. Максимальная задержка в данном режиме составляет не более 1 секунды. Основное достоинство режима on-line - это возможность управления организацией в реальном масштабе времени.

• К сожалению, не всегда есть возможность использовать on-line режим. По экономическим, техническим или иным соображениям. И в этом случае используют off-line как способ обмена информацией. Для данного режима нет необходимости прокладывать выделенные Интернет-каналы, тратить деньги на Интернет - обычно для off-line достаточно 10 минут Интернет-соединения в день чтобы передать данные в центр. Основными недостатками off-line является запаздывание данных (руководитель видит данные с задержкой в одни сутки), невозможность из центра что-либо изменить в удаленном подразделении.

Экстранет (Extranet)

Экстранет (Extranet) - это распределенная информационная среда, объединяющая все филиалы компании, ее партнеров и клиентов. Extranet можно рассматривать как расширение Intranet, содержащее выделенные области, к которым разрешен доступ внешним пользователям. Intranet / Extranet позволяет сотрудникам и партнерам компании:

• эффективнее управлять бизнес-процессами;

• ввести и соблюдать единые стандарты на отчеты и другую документацию;

• совместно пользоваться контактной информацией, необходимой для общения с клиентами и партнерами;

• получать доступ к данным, находящимся в корпоративной сети, с мобильных беспроводных устройств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: