Документация системы менеджмента качества
Каждая организация должна разрабатывать документацию своей системы качества в соответствии со своими собственными потребностями, но существуют некоторые общие подходы, которые могут быть найдены в большинстве систем.
Документированная система обычно образует три уровня, на верхнем из которых находится руководство по качеству, описывающее общую структуру системы менеджмента качества и содержащее или ссылающееся на более детальные процедуры.
Руководство по качеству должно быть разработано и содержать:
q представление компании;
q политику и цели в области качества; общее описание организационной структуры;
q ответственность и полномочия;
q определения используемых терминов;
q заявления (декларацию) о том, как организация внедряет каждую из статей стандарта;
q ссылка на управление документацией;
q ссылка на оперативные процедуры качества и их перечень.
Второй уровень документации включает детальные процедуры качества. Это основные документы, которые формируют основу планирования качества. Они описывают: что должно быть сделано, почему, в каком порядке и кем. Степень детализации зависит от конкретной ситуации, но они должны содержать достаточно информации для эффективного управления деятельностью и предупреждения дефектов продукции и недостатки услуги. Каждая процедура должна охватывать или конкретный элемент системы качества (такие как, например: управление документацией или записи по качеству), или они могут описывать связанный набор видов деятельности, охватывающий более одного отдела или функции.
|
|
Третий уровень включает более детальные рабочие инструкции, планы по качеству, формы, записи, бирки и т.д.
Рабочие инструкции должны относиться к конкретным элементам процедур и должны объяснять, как эти элементы должны работать и, в некоторых случаях, как они не должны работать. Рабочие инструкции, так же как и процедуры, обычно не содержат детальную техническую информацию, которая обычно включается в технические условия, чертежи, рабочие задания и т.д.
Планы по качеству излагают, как будет обеспечено качество для конкретной части работы, такой как проект, контракт, изделие и т.д. Они обычно содержат ссылки на другие процедуры, указания о последовательности действий, контроле и испытаниях, какие должны вестись записи и какие-либо конкретные инструкции.
Четвертый уровень – это записи о качестве.
Цель корректирующих и предупреждающих действий заключается в постоянном поддержании всех объектов системы качества в соответствии с установленными требованиями.
|
|
Коль скоро корректирующие и предупреждающие действия - это процесс, то по логике процессного подхода входные данные трансформируются в выходные. Поэтому процедура анализа со стороны руководства предусматривает корректировку выявленных проблем, так и определение новых задач, что инициирует разработку корректирующих и предупреждающих действий.
1. Корректирующие действия
Для того, чтобы корректирующие действия были адекватными последствиям несоответствий - должна быть разработана документированная процедура для определения требований к:
- анализу несоответствий (включая жалобы потребителя);
- установлению причин несоответствий;
- оцениванию необходимости действий, чтобы избежать повторения несоответствий;
- определению и осуществлению необходимых действий;
- записям результатов предпринимаемых действий;
- анализ предпринятых корректирующих действий.