Ключевым термином, который используют для характеристики этого периода является декаданс (от фр. Упадок). Традиционно считается что декаданс это период кризиса европейского искусства, который выразился в отказе от познания объективных закономерностей и выражался в крайний формах индивидуального восприятия мира. Представители этой культуры – декаденты – отрицали объективность художественных форм и призывали к уничтожению искусств. Это традиционная точка зрения, но не единственная.
Другой взгляд – декаданс – это не кризис искусства, а искусство в условиях социального кризиса. В условиях социального кризиса искусство выбирало крайние формы протеста. «Больной художник это дитя больного мира». Уход в себя это неприятие социальной несправедливости.
Скорее всего, декаданс, это оценочное понятие, а не научный термин с объективным содержанием. В конце XIX века европейские художники бунтовали против буржуазно-массовых культур, против ханжеской этики. Европейское искусство развивалось по двум направлениям. Одно из них – стремление к предельной утонченности художественной техники. Другое – было связано с интересом к подсознательному миру человека. Символом-архетипом. С европейским декадансом связан такой важный культурный феномен как саморазоблачение художника. Показывая собственное несовершенство, художник изобличал несовершенство всего мира. Русским декадентом можно вполне считать Льва Толстого.
|
|
По мнению Ницше, истинный декадент заставляет смотреть на свою испорченность как на прогресс. Ницше также оценивал упадок европейской культуре.
Последним романтиком и первым декадентом считали Шарля Бодлера. Бодлер происходил из аристократической семьи, но рано потерял отца. Его отчимом стал наполеоновский генерал Апик. Юноша не принял нового отца и порвал с семьей. Его первые литературные публикации не принесли ему популярности, зато он зарекомендовал себя как бунтарь и революционер. Кода он получил кресло редактора в одной из респектабельных французских газет, его первыми редакторскими статьями были панегирики в адрес Марата и Робеспьера. В этот же день его и сняли с поста редактора. Бодлер пробовал себя как литературный критик и пропогандировал во Франции новейшие достижения европейской литературы. В частности благодаря Бодлеру во Франции приобрел популярность Эдгар Алан По. Популярность пришла к Бодлеру после опубликования сборника стихов «Цветы зла». Этот сборник был посвящен самым неприглядным сторонам городской жизни. Сборник вызвал большой скандал и он едва не попал в тюрьму. Именно Бодлер последовательно разрабатывал концепцию «дендизма». Изначально концепцию дендизма развивал Оскар Уайльд. Бодлер считал, что отличительными свойствами истинного денди является артистизм, пренебрежение к материальным ценностям, беспощадность к самому себе. Бодлер подчеркивал, что истинный декадент удивляет других и ничему не удивляется сам. «По ту сторону добра и зла». Тем не менее, в своих эксцентрических выходках он не разменял свою личность на декадентскую браваду.
|
|
В конце XIX века во Франции появилось новое поколение поэтов, которые до конца развивали декадентскую эстетику. Представителей этого направления называли «Проклятые поэты». Одним из представителей был Поль Верлен. Скандалист и пьяница. В 1884г он написал литературный очерк «Проклятые поэты». В этом очерке он создал психологические портреты своих современников. В стихах и поэзии Бодлера нет никакой экспрессии, в них практически ничего не происходит. Наиболее знаменитым сборником Верлена являются «Песни без слов». Его поэзия сравнима с живописью импрессионистов, для которых цвет важнее формы, оттенок важнее цвета, освещенность важнее оттенка, а душевное состояние важнее освещенности. Для Верлена звучание слова важнее смысла и оттенки звучаний передавали состояния души. По мнению Верлена поэтическое слово не должно иметь контуров, оно должно мерцать. Очень важна связь Верлена с Артуром Рембо. Рембо рос в многодетной семье и очень рано потерял отца. В нем рано проснулся литературный талант. К 18ти годам он написал все, что составило его мировую славу. После этого отправился путешествовать и ничего не писал.
В творчестве А. Рембо показана жизнь городского дна без каких-либо прикрас. В художественной жизни Европы конца XIX века новым направлением стала живопись художников-импрессионистов. Лидером классиков-импрессионистов был Клод Моне, а Эдуард Мане …. Его самая знаменитая картина «Завтрак на траве». Новую живописную технику развивал Клод Моне. В его полотнах материальный мир растворялся в воздухе. Он стремился растворить даже контуры предметов. Именно импрессионисты провозгласили главной основой нового искусства живопись с натуры (плэнэр). Художники-импрессионисты периодически проводили свои коллективные выставки, которые назывались Солоны. Городской пейзаж занимает важное место в их творчестве. Особое внимание они уделяли жанровым сценам в самом широком тематическом диапазоне. Если попытаться определить суть этого направления, то для импрессионистов ощущение важнее конкретной художественной формы.
28. 03.