Мысли в XIX веке

Общая характеристика образования и педагогической

Литература

План

И ПЕДАГОГИКА В XIX В.

Лекция 8. ЗАРУБЕЖНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА

1. Общая характеристика образования и педагогической мысли в XIX веке.

2. Педагогическая деятельность И. Ф. Гербарта.

3.И. Г.Песталоцци – великий швейцарский педагог.

4. Ф. В. Фребель: как любить ребенка.

5. Педагогическое творчество Ф. Дистервега

6. Г. Спенсер – педагог-прагматист.

1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998 - Разд. IV. - Гл. 2.

2. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. - М., 1992. - Гл.

3. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогичес­кое наследие. - М., 1987.

4. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. - М., 1989. - Ч.П. - Гл. 2-5.

5. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981. Разд. IV.

В XIX столетии завершается формирование классической пе­дагогики Нового времени. В поле ее зрения оказались неисчерпа­емые возможности и индивидуальность человека. Была осознана самоценность, неповторимость человеческой личности. В педаго­гике Запада происходило приумножение знаний за счет инфор­мации, заимствованной из философии и иных наук о человеке и его воспитании. Особенно внимательно изучались цели, содер­жание и методы обучения и воспитания, методология педа­гогической науки. Наметился поворот к психологическому обо­снованию учебно-воспитательного процесса. Зарождались новые теории социального воспитания, созвучные своему времени.

Вершинами педагогической мысли XIX столетия стали идеи немецкой классической философии, творчество И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Г. Спенсера. Произошло становление национальных школьных систем.

Школа в странах Западной Европы и США существова­ла в ситуациях социальных потрясений (европейские рево­люции и войны, гражданская война в США). На эволюцию школы повлияли и другие события мирового и общеевропей­ского масштаба, а также социальные процессы, которые происходили в каждой стране. Школа развивалась при по­ступательном движении экономики, интенсивном росте промышленности, и поэтому создание новой системы обра­зования стало исторически неизбежным. Особенно в этом был заинтересован класс промышленной буржуазии, занявший со второй половины века ключевые политические позиции. К концу столетия в ведущих странах Западной Европы и США были заложены законодательные основы новой школы.

Темпы и масштабы становления системы образования оп­ределялись особенностями развития каждой страны. Если в Западной Европе сказывались традиции сословной школы, то школа США прошла свой путь, не испытав груза этих тра­диций. Определенную роль сыграл социально-политический климат. В Германии обращение к проблеме школы стимулиро­валось борьбой за объединение нации. В Англии школьная политика претерпевала изменения в соответствии с умелым маневрированием при проведении государственного курса. Во Франции ввиду высокой социальной активности школь­ный вопрос оказался одной из "горячих точек" государствен­ной политики. В США немаловажным фактором создания демократических школьных институтов явилось поражение рабовладельческого Юга в гражданской войне.

В XIX в., как никогда остро, проявились расхождения между уровнями педагогической мысли, школьного законода­тельства и системы образования. С одной стороны» были осуществлены крупные реформы, приведшие к созданию обще­национальных систем образования, к ослаблению влияния церкви на школу, к определенному повышению уровня обра­зования. С другой стороны, значительная часть населения За­пада оставалась без какого-либо образования, и по-прежнему клерикалы пользовались заметным влиянием в школе. Важ­ная часть программы демократизации школы к концу века была оформлена законодательно, но эту демократизацию еще предстояло осуществить на практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: