Признаки эффективности организационной структуры

7.2.

Классификация организаций

Классификация организаций

Тезисы

Анализ организационной структуры, основные типы организационных структур

Лекция №7.

Вопросы к лекции №6

  1. Перечислите основные теории личности.
  2. Как можно сформировать качества лидера?
  3. В чем состоят основные источники конфликтов в организации?
  4. Каковы основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях?
  5. Каковы основные стратегии управления стрессом?

Классификация организаций. Модели организационных структур. Плюсы и минусы различных типов организационных структур. Основные типы организационных структур и их влияние на поведение сотрудников.

Классификация организаций представлена в таблице 7.1.

Таблица 7.1

Основание классификации Вид организации
Способ социальной организованности Формальные Неформальные
Форма собственности Государственные Частные Муниципальные
Отношение к прибыли Коммерческие Некоммерческие
Характер потребностей клиентов Индивидуальное и мелкосерийное производство Серийное производство Крупносерийное и массовое производство
Формирование отношений внутри организации Корпоративные Индивидуалистские Эдхократические Партисипативные
Характер существования Реальные Виртуальные

В зависимости от способа социальной организованности выделяют формальные и неформальные организации.

Формальные (официальные) организации представляют собой официально зарегистрированные, имеющие систему установленных отношений для достижения поставленных целей, структуру должностей, формальные нормы и правила поведения. Действуют на основании разделения труда и специализации, рациональности, обезличенности.

Неформальные организации официально не зарегистрированы, имеют совокупность личностных и социальных отношений, возникающих как результат взаимодействия сотрудников на основе взаимных симпатий и сотрудничества. Например, музыкальная группа. Однако как только такая группа зарегистрируется в официальном порядке, она станет официальной организацией.

В зависимости от формы собственности выделяют государственные, частные, муниципальные организации.

Государственные организации . Основным собственником данных организаций является государство.

Частные организации . Основными собственниками выступают физические или юридические лица, например, частный лицей, магазин, аптека.

Муниципальные организации . Собственность принадлежит местным органам государственной власти и органам местного самоуправления, например, библиотека, детский сад, музыкальная школа.

В зависимости от отношения к прибыли принято выделять коммерческие и некоммерческие организации. Основной целью деятельности коммерческой организации в соответствии с Гражданским кодексом РФ является получение прибыли. Некоммерческие организации не стремятся извлекать прибыль из любых направлений своей деятельности, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это совпадает с достижением их целей.

В зависимости от характера потребностей клиентов выделяют: индивидуальное, серийное, крупносерийное производство.

Индивидуальное, мелкосерийное производство существует для удовлетворения индивидуальной потребности отдельного клиента (личности или организации), для выпуска продукции ограниченного потребления, например, прокатный стан, спутник, индивидуальный пошив одежды, организация эксклюзивных туров для охоты на белых медведей, сборка автомобилей по индивидуальным заказам. Отличительными особенностями такого производства являются:

§ большое разнообразие выпускаемой продукции по отдельным заказам;

§ технологическая специализация рабочих мест;

§ применение универсального оборудования;

§ высокая квалификация работающих;

§ относительно большая длительность производственного цикла;

§ децентрализованное оперативное управление.

Серийное производство осуществляется с учетом требований конкретных клиентов, выпуск продукции или оказание услуг осуществляется небольшими сериями. Отработанные технологии производства позволяют тиражировать продукцию, но осуществлять это небольшими сериями. В последнее время этот вид производства с учетом развития технологической и информационной базы становится превалирующим. К особенностям данного вида производства следует отнести:

§ постоянную номенклатуру продукции, выпускаемой в значительных количествах (партиях);

§ использование работников средней квалификации;

§ относительно небольшой производственный цикл изготовления изделий;

§ специализацию рабочих мест при выполнении нескольких постоянно закрепленных за ними операций (например, выпуск автомобилей определенной марки, готовых швейных изделий небольшой серии, кондитерских изделий (тортов).

Крупносерийное (массовое) производство создается для удовлетворения обезличенной потребности клиентов. Характерными чертами этого вида производства являются:

§ ограниченная номенклатура выпускаемых изделий;

§ специализация рабочих мест на выполнении, как правило, одной-двух постоянно закрепленных операций;

§ применение труда рабочих, специализированных на ограниченном круге работ;

§ существенное сокращение производственного цикла изготовления изделий;

§ использование стандартных технологических и управленческих процедур.

В зависимости от формирования отношений внутри организации выделяют: корпоративные, индивидуалистские, эдхократические, партисипативные организации.

Корпоративные организации представляют собой объединение людей по социальным и профессиональным критериям для осуществления совместной деятельности. Для них характерны: устойчивый характер производства, четкое разделение труда, иерархия управления, стандартизация деятельности, преобладание организационных ценностей над личными.

Индивидуалистские организации — добровольное объединение индивидов. Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности таких организаций, интересы производства определяются задачами воспроизводства личности. Для этих организаций характерно следующее: изолированность труда исполнителей, гибкие структуры управления, меняющийся характер загрузки отдельных исполнителей, смена специализации работников. Например, страховые организации, организации сетевого маркетинга.

Эдхократические организации основаны на знании, компетенции исполнителей. Их применение характерно для области высоких технологий при сложных инновационных процессах. Формальности в построении структуры сведены к минимуму. Преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое построение постоянно меняется. Например, консультационные центры, медицинские центры, научные школы при ведущих университетах страны — их еще называют эдхократиями нашего общества.

Партисипативные организации основаны на участии работников в управлении. Возможно участие в выдвижении предложений, разработке альтернативных вариантов, принятии окончательного решения. Отдельные элементы партисипативного управления применяются достаточно успешно во многих организациях (ученые советы создаются в вузах, при научно-исследовательских институтах Российской Академии наук).

В зависимости от характера существования можно также выделить реально существующие организации и виртуальные. Реальные организации существуют в реальном физическом смысле, виртуальные осуществляют свою деятельность с применением современных электронных средств телекоммуникаций в виртуальном пространстве. Это не означает, что они не выпускают реальной продукции. Это лишь вариант организации управления. Особенность виртуальной организации состоит в том, что реальное общение сведено к минимуму и заменено на виртуальное. Такое положение имеет множество преимуществ, но не лишено недостатков: требуется другая квалификация персонала, необходимо оснащение организации современными средствами коммуникации (электронной почтой, устройствами для проведения телеконференций), осуществление учета специфики менталитета работников, организация частых командировок руководителей по местам дислокации производств (другим странам). Единого мнения на понятие виртуальной организации пока не сложилось. Существует такая точка зрения, что виртуальная организация — это организация, которая создается для выполнения какой-либо работы или реализации возникающей потребности. Это позволяет избежать постоянных изменений организации и в то же время использовать возникающие возможности. Если бюрократия имеет внутреннюю направленность целей, органические организации больше говорят о своем предназначении, миссии и цели направлены вовне, то виртуальная организация не имеет цели, она сама есть цель. Она появляется в нужное время в нужном месте для реализации возможностей и исчезает после. Такая «сверхбыстрота» уже возможна технологически, вопрос за организацией, за людьми, задачами, способами и приемами управления, а здесь на первое место выходят доверие, дисциплина и взаимопонимание, на чем строятся отношения между людьми.

Новизна виртуальной организации проявляется на четырех уровнях: стратегическом, структурном, организационном и технологическом.

  1. Стратегический уровень. Виртуальная организация более фрагментарная и изменчивая, ориентированная на появляющиеся идеи и формируется вокруг возможностей. Основным стратегическим ресурсом будет время, что приведет к ускорению делового цикла «нашел», «реализовал», «забыл». Потребности клиента будут формировать сами виртуальные организации, предлагая новые возможности, поскольку сама философия е-бизнеса — это не решение проблем, что означало вложение сил и времени в свои слабости, а поиск возможностей сторон.
  2. Структурный уровень. Связи и элементы виртуальной организации представляют равноправное сотрудничество «свободных художников», рабочих групп, отделов и целых организаций на основе аутсорсинга, причем отношения каждый раз выстраиваются по-новому и только на этапе реализации конкретного проекта.
  3. Организационный уровень. Построение отношений основывается на идеях, компетентности и партнерстве людей, участвующих в виртуальной организации. От работника будет требоваться не выполнение работы и даже не улучшение продукта или процесса ее выполнения, а умение сделать выбор, т.е. какую работу делать дальше, а от какой отказаться. А сам виртуальный характер работы помимо командной работы и внутренней мотивации потребует постоянного взаимодействия работников с работниками других организаций для выполнения работы в рамках виртуальной организации.
  4. Технологический уровень. Бизнес-процессы, как основа технологии и процесса создания продукта или услуги, будут доведены до замкнутого цикла, включающего динамическое моделирование, постоянное совершенствование в режиме реального времени.

Организационная структура — это те элементы, из которых состоит организация и способы взаимодействия между элементами, в нее входящими.

Создавая организационную структуру управления, менеджер ставит задачу создать совокупность устойчивых связей, которые должны обеспечить стабильность организации и реализацию ей своих стратегических целей.

Возникновение организационной структуры связано с процессом разделения и специализации труда по горизонтали и вертикали.

Признаки эффективности организационной структуры :

1) структура организации должна соответствовать ее стратегии;

2) структура организации соответствует среде функционирования организации (если ее внешняя среда динамична, агрессивна, конкурентна, то и организационная структура должна быть мобильной, быстро реагировать на изменение рыночной ситуации);

3) отсутствие противоречий между элементами организационной структуры.

Существуют четыре шага по приведению организационной структуры в соответствие со стратегией.

  1. Необходимо четко определить направления деятельности и ключевые звенья в цепочке ценностей компании, которые имеют принципиальное значение для успешной реализации стратегии фирмы. Эти звенья необходимо сделать центральными в организационной структуре.
  2. Если все значимые аспекты основного вида деятельности не могут быть переданы в ведение одного менеджера, необходимо установить четкую координацию и взаимосвязи между отделами.
  3. Определить объем власти, круг полномочий, необходимый для руководства каждым из подразделений. Очень важно соблюсти баланс между централизацией и децентрализацией.
  4. Необходимо определить, могут ли не основные виды деятельности быть переданы за рамки вашей компании; просчитать, в каком случае эффективность производства будит выше (аутсорсинг).

Существуют следующие модели организационных структур.

Линейно-функциональная организационная структура — первая по времени возникновения организационная структура. Это такая структура, в которой должностные позиции группируются в организационные звенья по принципу выполняемых ими функций:

§ технических (производство);

§ коммерческих (закупка, продажа);

§ учетной;

§ финансовой;

§ обеспечения безопасности (охранять материальные блага и персонал);

§ административной (руководство, контроль, предвидение, организация).

Функциональная структура до недавнего времени являлась наиболее распространенной и применялась во многих производственных и непроизводственных структурах.

Основные положительные качества линейно-функциональной организационной структуры.

  1. Централизация . Определяется тем, что функциональные руководители отвечают только за реализацию отдельных производственных функций, а ответственность за производственный процесс в целом лежит на генеральном директоре предприятия. В соответствии с этим распределяются и полномочия в принятии решений. Линейно-функциональная структура является самой централизованной из всех структур.
  2. Профессионализм . Определяется специализация функций руководителей. Такая структура стимулирует повышение квалификации работника за счет продвижения по службе. Функциональная структура улучшает каналы коммуникации внутри функциональных департаментов (люди говорят на одном языке и понимают друг друга). Как правило, работники специализированных профессиональных департаментов получают моральное удовлетворение от возможности профессионального роста, и заинтересованы в адекватной оценке специалистами их профессиональных качеств.
  3. Экономичность исключает дублирование функций в различных звеньях организационной среды. Функциональный департамент решает все вопросы, относящиеся к его компетенции, во всех других функциональных звеньях.

Отрицательные стороны линейно-функциональной организационной структуры.

  1. Возможна чрезмерная фрагментация стратегически важных процессов, а следовательно, это проблема эффективной межфункциональной координации. Фактически здесь есть только одно лицо, которое отвечает за конечный результат деятельности организации — ее руководитель.
  2. Замедленность реакции организации на воздействие внешней среды.
  3. Перегруженность руководства решением оперативных вопросов в ущерб задачам стратегического управления.
  4. Ведомственность, отсутствие у менеджеров системного подхода к решению проблем организации.
  5. Функциональная модель управления ведет к формированию определенного типа и стиля руководства — авторитарно-бюрократического.

Дивизиональная организационная структура появилась впервые в 20-е гг. XX в. В настоящее время более 75% крупных фирм на Западе строятся по дивизиональной модели управления.

Дивизиональная структура управления основана на диверсификации деятельности компании. Модель предусматривает полную или частичную автономию рыночно ориентированных организационных звеньев от головного офиса компании.

Виды дивизиональной организационной структуры.

  1. Клиентская организационная структура . Возникает тогда, когда у компании появляется несколько групп покупателей со своими специфическими потребностями. Она обслуживает только свою группу, являясь независимой коммерческой единицей.
  2. Продуктовая организационная структура . Дивизионы формируются на основе производимой продукции. По сути, каждый дивизион является самостоятельной однопродуктовой компанией со своим директором, отделом сбыта и т.д.
  3. Региональная организационная структура . Региональные дивизионы широко используют компании, занимающиеся международной деятельностью. Они позволяют лучше реагировать на изменения конъюнктуры местной законодательной базы и потребности клиента.

Положительные стороны дивизиональной организационной структуры.

  1. Руководство освобождается от оперативных функций и имеет возможность сосредоточиться на решении стратегических задач.
  2. Использование дивизионами преимуществ рыночной специализации, эффективность дивизионов в условиях динамичной внешней среды.
  3. Организационная гибкость, возможность применения в дивизионах разных организационных структур в зависимости от специфики среды функционирования дивизиона.
  4. Опыт руководителей работы на дивизиональном уровне — хорошая школа подготовки менеджеров высшего эшелона.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: