Впервые системный подход к вопросам контроля качества промышленной продукции предложен в 1905 г. Ф. Тейлором (1856-1915), которого иногда называют «отцом научного менеджмента».
Система Тейлора устанавливает требования к качеству изделий в виде полей допусков (верхняя и нижняя границы контролируемого показателя), вводит измерительные инструменты — шаблоны, два типа калибров (проходной и непроходной). Впервые появляются профессиональные работники в области качества — инспекторы по качеству. Система мотивации предусматривает штрафы за дефекты, а также увольнение рабочего или перевод на другую работу. Основное достоинство этой системы — разработка механизма контроля конкретного изделия и разделение продукции на качественную и дефектную, что используется и в настоящее время.
Недостатки этой системы связаны со значительным увеличением штата контролеров, а также с созданием конфликтной ситуации вследствие противоположности интересов конструкторов, технологов и производственников. Еще один важный недостаток — обнаружение брака только при контроле готовой продукции. Существенно более важным было бы предупреждение появления дефектной продукции, а это возможно лишь при оперативном контроле производственных процессов.
Статистический контроль качества (Statistical Quality Control — SQC) — концепция, базирующаяся на систематическом применении методов математической статистики. Ее основы были заложены в 1924 г. в американской фирме Bell Telephone Laboratories.
Одним направлением использования статистических методов стал выборочный контроль готовой продукции (первые планы контроля были разработаны Г. Доджем и Г. Ромигом). Другое направление — обеспечение стабильности процессов на основе контрольных карт (и практически реализующее теорию вариабельности) — предложено У. Шухартом (1891-1967).
Идеи Шухарта были развиты Э. Демингом (1900-1994), который после второй мировой войны познакомил с ними руководителей предприятий Японии. Японские специалисты сумели адаптировать эти методы к использованию непосредственно на рабочих местах, упростив их настолько, чтобы ими мог пользоваться рабочий, не имеющий специальной математической подготовки. Эти «семь простых инструментов качества», как их часто называют, стали одним из главных объяснений «экономического чуда», когда качественные японские товары завоевали мировой рынок.
К 50-м гг. прошлого столетия стало ясно, что качество не может быть обеспечено без участия в этой деятельности всего персонала предприятия. Начинается переход к системе всеобщего контроля качества (Total Quality Control — TQC), в которой, наряду со статистическими, основное внимание уделяется организационным методам в управлении качеством. Система предложена американским ученым А. Фейгенбаумом, но впервые внедрена в Японии и лишь позднее в модифицированном виде вернулась в США и Европу.
Особенности этой системы состоят в участии всех работников предприятия в управлении качеством, разделении ответственности за обеспечение качества, постоянном повышении квалификации в области качества всего персонала — от рабочего до генерального директора, стимулировании деятельности по обеспечению качества.
Распространение этой системы привело к некоторому снижению интереса к статистическим методам на Западе, но не в Японии: благодаря работам Г. Тагути эти методы распространяются на процессы разработки и проектирования продукции. Г. Тагути предложил учитывать потери качества, связанные не только с выходом значения контролируемого показателя за пределы допуска, но и с отклонением этого показателя от номинального значения, даже если это отклонение оказывается в пределах допуска. Им введены понятия о функции потерь качества, робастном (устойчивом к внешним воздействиям) проектировании. Для обеспечения минимума функции потерь и создания робастного продукта используются методы планирования эксперимента.
Система TQC ориентирована в первую очередь на производственные процессы. Тенденция выпуска продукции мирового класса привела в 80-х гг. к повышению внимания к процессам менеджмента на предприятии. Начала формироваться новая система всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management— TQM). Концепция TQM предполагает постоянное совершенствование всех сторон деятельности предприятия для удовлетворения существующих и предполагаемых потребностей и ожиданий потребителя и общества в целом.
Стандарт определяет эту систему, как подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества.
В дополнение к принципам TQC в концепции TQM формируется политика компании, ее ценности и руководящие принципы, а также системы планирования качества, обеспечения качества, непрерывного улучшения качества.
Современные тенденции менеджмента качества нашли отражение в последней версии стандартов И СО серии 9000. В них сформулированы восемь принципов менеджмента качества, один из которых — «Принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации». Сбор необходимой информации, ее обработка и анализ с целью принятия эффективных решений возможны только с использованием статистических методов.
Стремление к все более полному удовлетворению требований потребителя направлено на проведение постоянных улучшений.
Необходимость снижения потерь привела к созданию новой концепции «шесть сигм». Обеспечение уровня дефектности лишь в три-четыре несоответствия на миллион изделий — эта тенденция к достижению мирового уровня качества не может быть реализована без активного применения всей совокупности современных статистических инструментов.