Статистические методы в системах качества

Впервые системный подход к вопросам контроля качества промыш­ленной продукции предложен в 1905 г. Ф. Тейлором (1856-1915), которого иногда называют «отцом научного менеджмента».

Система Тейлора устанавливает требования к качеству изде­лий в виде полей допусков (верхняя и нижняя границы контро­лируемого показателя), вводит измерительные инструменты — шаблоны, два типа калибров (проходной и непроходной). Впер­вые появляются профессиональные работники в области каче­ства — инспекторы по качеству. Система мотивации предусмат­ривает штрафы за дефекты, а также увольнение рабочего или перевод на другую работу. Основное достоинство этой системы — разработка механизма контроля конкретного изделия и разделе­ние продукции на качественную и дефектную, что используется и в настоящее время.

Недостатки этой системы связаны со значительным увели­чением штата контролеров, а также с созданием конфликтной ситуации вследствие противоположности интересов конструк­торов, технологов и производственников. Еще один важный недостаток — обнаружение брака только при контроле готовой продукции. Существенно более важным было бы предупрежде­ние появления дефектной продукции, а это возможно лишь при оперативном контроле производственных процессов.

Статистический контроль качества (Statistical Quality Control — SQC) — концепция, базирующаяся на систематичес­ком применении методов математической статистики. Ее осно­вы были заложены в 1924 г. в американской фирме Bell Telephone Laboratories.

Одним направлением использования статистических мето­дов стал выборочный контроль готовой продукции (первые пла­ны контроля были разработаны Г. Доджем и Г. Ромигом). Дру­гое направление — обеспечение стабильности процессов на основе контрольных карт (и практически реализующее теорию вариа­бельности) — предложено У. Шухартом (1891-1967).

Идеи Шухарта были развиты Э. Демингом (1900-1994), кото­рый после второй мировой войны познакомил с ними руководи­телей предприятий Японии. Японские специалисты сумели адап­тировать эти методы к использованию непосредственно на рабочих местах, упростив их настолько, чтобы ими мог пользоваться ра­бочий, не имеющий специальной математической подготовки. Эти «семь простых инструментов качества», как их часто называ­ют, стали одним из главных объяснений «экономического чуда», когда качественные японские товары завоевали мировой рынок.

К 50-м гг. прошлого столетия стало ясно, что качество не может быть обеспечено без участия в этой деятельности всего персонала предприятия. Начинается переход к системе всеобще­го контроля качества (Total Quality Control — TQC), в которой, наряду со статистическими, основное внимание уделяется орга­низационным методам в управлении качеством. Система пред­ложена американским ученым А. Фейгенбаумом, но впервые вне­дрена в Японии и лишь позднее в модифицированном виде вернулась в США и Европу.

Особенности этой системы состоят в участии всех работни­ков предприятия в управлении качеством, разделении ответствен­ности за обеспечение качества, постоянном повышении квали­фикации в области качества всего персонала — от рабочего до генерального директора, стимулировании деятельности по обес­печению качества.

Распространение этой системы привело к некоторому сниже­нию интереса к статистическим методам на Западе, но не в Япо­нии: благодаря работам Г. Тагути эти методы распространяются на процессы разработки и проектирования продукции. Г. Тагути предложил учитывать потери качества, связанные не только с выходом значения контролируемого показателя за пределы до­пуска, но и с отклонением этого показателя от номинального значения, даже если это отклонение оказывается в пределах до­пуска. Им введены понятия о функции потерь качества, робаст­ном (устойчивом к внешним воздействиям) проектировании. Для обеспечения минимума функции потерь и создания робастного продукта используются методы планирования эксперимента.

Система TQC ориентирована в первую очередь на производ­ственные процессы. Тенденция выпуска продукции мирового класса привела в 80-х гг. к повышению внимания к процессам менеджмента на предприятии. Начала формироваться новая си­стема всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management— TQM). Концепция TQM предполагает постоян­ное совершенствование всех сторон деятельности предприятия для удовлетворения существующих и предполагаемых потреб­ностей и ожиданий потребителя и общества в целом.

Стандарт определяет эту систему, как подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества.

В дополнение к принципам TQC в концепции TQM форми­руется политика компании, ее ценности и руководящие прин­ципы, а также системы планирования качества, обеспечения качества, непрерывного улучшения качества.

Современные тенденции менеджмента качества нашли от­ражение в последней версии стандартов И СО серии 9000. В них сформулированы восемь принципов менеджмента качества, один из которых — «Принятие решений, основанных на фактах. Эф­фективные решения основываются на анализе данных и инфор­мации». Сбор необходимой информации, ее обработка и анализ с целью принятия эффективных решений возможны только с использованием статистических методов.

Стремление к все более полному удовлетворению требова­ний потребителя направлено на проведение постоянных улуч­шений.

Необходимость снижения потерь привела к созданию новой концепции «шесть сигм». Обеспечение уровня дефект­ности лишь в три-четыре несоответствия на миллион изделий — эта тенденция к достижению мирового уровня качества не мо­жет быть реализована без активного применения всей совокуп­ности современных статистических инструментов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: