Художественная культура западноевропейского средневековья

Христианское средневековое искусство резко отличалось от античного. В искусстве Раннего Средневековья (VI-IX века) преобладала мистика и символизм – росписи соборов и статуи святых были, по словам Карла Великого, «книгами для неграмотных». Картины заключали в себе сакральный смысл христианства (рыба, гроздь винограда, голубь, добрый пастырь). В Высоком Средневековье (X-XIII веках) эта тенденция укрепляется и получает новое развитие: по примерным подсчетам, из 100 000 скульптур и картин только 10 % носили светский характер. А в XIII веке 97 % произведений искусства Западной Европы было создано на религиозную тему. Музыка также не была исключением – появляются и развиваются такие ее новые религиозные формы, как месса, хорал и реквием.

В X-XII веках в искусстве Западной Европы утверждается романский стиль, нашел выражение не только в архитектуре, скульптуре и живописи, но и в образе жизни и мышлении средневековых людей. Основными особенностями романского стиля в архитектуре стали мощные толстые стены, перекрытия на основе полуциркульных арок и сводов, общая тяжеловесность сооружений, отсутствие крупных куполов и растянутость здания вдоль горизонта (Лондонский Тауэр, архитектурный ансамбль в Пизе, Клюнийское аббатство в Бургундии). Как отметил французский скульптор Роден, архитектура романского стиля «ставит человека на колени», олицетворяет прочность и устойчивость бытия средневекового человека. Главным для скульпторов и живописцев по-прежнему оставалось выражение идеи, предпочтение духовного материальному – изображалась, прежде всего, душа, а не тело. Поэтому романские изображения отличает схематизм, отсутствие сходства с моделью и неправильные пропорции тел, в картинах отсутствует перспектива, присутствует градация размеров фигур в зависимости от их значимости.

С XIII века преобладающим становится готический стиль. Теперь стена почти совершенно вытесняется нервюрами и контрфорсами, на которые и падает основная тяжесть сводов, а пространство между колоннами заполняется огромными витражами. Храмы становятся легкими и устремляются ввысь. На смену полуциркульным аркам приходят стрельчатые. Башенки и крыши готических храмов приобретают такую же заостренную форму. Скульптура становится более реалистичной, фигуры обретают портретное сходство с оригиналами и более утонченные пропорции.

В целом, культуру Средневекового общества можно охарактеризовать как раздвоенную, разделённую на две отдельные сферы – культуру народа и рыцарскую культуру. Эти культуры имели свои истоки, специфику развития и формы проявления. Народная культура во многом отличалась от христианизированной рафинированной культуры рыцарей – в культуре народа было очень сильно варварское, дохристианское и даже, в какой-то мере, античное начало. Основные формы народной культуры – движение жонглеров, народные басни, шутки, песни, баллады, городской роман (например, «Роман о Лисе» XIII века). Ну и, конечно же, нельзя не отметить знаменитые средневековые карнавалы, которые могли продолжаться в общей сложности до трех месяцев в году. В переводе с латыни carnavale означает буквально «мясо, прощай!», и само название определяло уже сам озорной провокационный дух карнавального движения. Феномену карнавала особое внимание уделял в своих трудах известный философ и культуролог М.М. Бахтин, который выделил две главные особенности средневекового карнавала: во-первых, это идея постоянного обновления жизни через смех; во-вторых, это жизнь по законам свободы (когда человек надевал маску, то мог делать что угодно, не боясь быть узнанным). Бахтин сравнил карнавал в Средние века с выниманием пробки из бочки с вином (для того, чтобы выпустить опасные винные пары) – это было средством психической компенсации и снятия социальной напряженности.

Культуру Средних веков ни в коем случае нельзя считать временем деградации и упадка. В этот период истории человечества происходят существенные сдвиги во всех сферах жизни общества. В это время складываются европейские нации, национальные языки и государства. Из Средневековой алхимии и астрологии со временем выделятся новые естественные науки. Уже в Средневековье появляется тот новый тип культуры, в основе которого лежит стремление к постоянному обновлению и широким культурным заимствованиям – все то, что стало явственно заметно в эпоху Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: