Специфика культуры Древнего Рима

Швейцарский культуролог Вальтер Шубарт назвал древнего грека «гармоническим человеком», который воспринимал мир таким, как он есть, и не собирался его менять. Иначе обстояло дело с мировоззрением древнего римлянина, которого Шубарт определил как «героического» или «прометеевского человека», который пришел в несовершенный мир, чтобы упорядочить, изменить его к лучшему.

Древнеримская культура испытала на себе влияние нескольких внешних факторов. Во-первых, это воздействие этрусков, от которых римляне переняли систему царской власти, некоторые традиции и обычаи (в частности, погребальный ритуал, включая сюда знаменитые гладиаторские бои). Вторым фактором становления римской культуры была культура Греции. Начиная с периода архаики (VIII-VI века до н. э.) римляне часто имели контакты с греческими переселенцами, а после начала экспансии в Средиземноморье под власть Рима стали переходить крупные греческие культурные центры. В Риме возникла мода на греческую культуру. Как писал римский поэт Гораций, «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый искусство внеся».

Так, большое влияние на римскую культуру оказала греческая религия. Римляне отождествляли своих богов с греческими: Юпитера – с Зевсом, Нептуна – с Посейдоном, Плутона – с Аидом, Марса – с Аресом, Юнону – с Герой, Минерву – с Афиной, Цереру – с Деметрой, Венеру – с Афродитой, Вулкана – с Гефестом, Меркурия – с Гермесом, Диуну – с Артемидой и т.д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н. э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое – в будущее), как божество входа и выхода, а затем – всякого начала. Римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. Но в отношении к богам сказался присущий римлянам дух практицизма. Религиозные обряды воспринимались как своеобразные юридические сделки, правильно, со всеми формальностями совершенный обряд считался гарантией выполнения богами просьбы молящегося.

Владычество над миром было главной целью римской культуры. Римское государство с самого начала его истории проводило экспансионистскую политику, что привело к созданию мировой империи. Поэтому не случайно, что высшей ценностью для римлян стала воинская доблесть и стремление прославить римское имя. Даже мифов у римлян было очень мало – их место заняла история их войн.

Искусство также отражало идею политического господства Рима. В архитектуре на основе использования арки и свода с особенной силой проявился гигантизм (Колизей, Пантеон), а в скульптуре развивается жанр парадного реалистического портрета, рельеф носит повествовательный характер.

Однако искусство было далеко не самой главной сферой деятельности римлян – наибольшую склонность они проявляли к практической деятельности (акведуки, шестислойные римские дороги, многочисленные административные здания и фортификационные сооружения). В Риме сложился своеобразный культ полезности – все творения римлян должны были приносить обществу реальную пользу. Триумфальная арка в этом плане – высшее проявление уважения со стороны народа, так как она не имеет практического значения (ворота без ограды).

Характерным проявлением практичного мышления римлян была их любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция – наука о праве. Уже с III в. до н. э. можно было получить консультацию профессионального юриста, во II в. до н. э. появляются первые правоведческие исследования, а в I в. до н. э. уже существовала обширная юридическая литература,

Для римской культуры была характерна открытость для внешних влияний. Однако римляне не ограничились простым заимствованием достижений других народов. Римляне создали чрезвычайно совершенную систему права, которая до сих пор не утратила свое значение, оригинальную литературу и философию, развитие которых связано с именами Вергилия, Горация, Сенеки, Петрония, Цицерона, Гая Юлия Цезаря и ряда других. Римляне смогли создать разветвленный аппарат власти, сложную структуру государственных органов. Кроме того, в период и на территории Римской империи возникло христианство, оказавшее влияние на все последующее развитие европейской культуры.

Значение античности для развития мировой культуры огромно: античная цивилизация заложила основы европейской культуры, сформировала активно-преобразовательную позицию человека в европейской культуре, создав тем самым основы динамичности и ускоренного темпа развития европейской цивилизации. Наиболее значимыми представляются следующие достижения античности:

· сложились классические языки – древнегреческий и латынь;

· заложены основы европейского менталитета;

· в политике даны образцы государственного устройства, принципов демократии, форм управления государством;

· в праве созданы основы общего и частного права всех европейских государств;

· в науке сформирована теоретическая база многих областей знания, в том числе философии, логики, филологии и др.;

· в образовании введены принципы дидактики и воспитания подрастающего поколения;

· в искусстве созданы образцы для подражания, школа художественного вкуса и эстетических принципов освоения мира;

· в военном деле установлены правила организации войска, обучения воинскому делу, основы стратегии и тактики;

· в спорте создана основа многих его видов, заложены принципы соревновательной деятельности и Олимпийских игр. [23, c.170]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: