Сколь сложной является система государственного управления, столь же и не менее сложным является определение эффективности государственного управления, выделение критериев, показателей, а также методологических подходов и методов оценки эффективности.
На эффективность публичного администрирования в истории развития управленческой мысли существовало несколько точек зрения. За последние 200 лет социально-экономическая система ведущих стран мира претерпела существенные изменения. Параллельно изменялись концептуальные подходы и к механизмам управления, и к оценкам эффективности развития данной системы.
Трансформацию системы, а также ключевых показателей оценки ее развития и форм управления можно представить следующим образом:
1. Рыночная экономика свободной конкуренции (индустриальная эпоха), XIX – первая треть XX вв. Начало эпохи связано с переходом от натурального хозяйства к формированию урбанизированного образа жизни. Данный этап характеризуется преобладанием частного интереса над общественным (реализация общественного интереса через «невидимую руку рынка»); господством микроэкономического анализа в экономической науке; отношением к человеку не как к цели, а как к средству общественного развития; доминированием индивидуалистической концепции общественного благосостояния с ориентацией на достижение экономической эффективности. Категория «экономических стабилизаторов» в экономической науке еще не сформировалась, но данные механизмы отдельными странами частично использовались (система прогрессивного налогообложения, система страхования по безработице) Развитие науки управления происходило за счет усиления практико-ориентированного подхода.
|
|
2. Социально-ориентированная рыночная экономика (государство всеобщего благоденствия), 30-70-е гг. XX века. «Кейнсианская революция» ознаменовалась утверждением макроэкономического подхода в экономической науке. Центральное место в политике общественных расходов стали занимать вопросы социальной политики, обеспечения социальной стабильности, выравнивания доходов, недопущения резкой имущественной поляризации общества. Развитие получил метод финансирования целевых программ – государственных программ развития социально-культурных отраслей, пенсионного обеспечения и жилищного строительства. Посткейнсианская идея экономических «встроенных» стабилизаторов (управляющих параметров, призванных автоматически сглаживать амплитуду циклических колебаний) была дополнена идеей социальных стабилизаторов, обеспечивающих управление дифференциацией населения по доходам. Публичное управление было переориентировано на выработку компетенций, связанных с администрированием общественных работ. Произошло смещение акцентов на «человеческие» аспекты управления.
|
|
3. Социально-ориентированная экономика устойчивого развития, формирующаяся с 80-х гг. XX века. Международная комиссия по окружающей среде и развитию, учрежденная Генеральной Ассамблеей ООН в 1983 г., обозначила необходимость в новом типе развития, обеспечивающем экономическое благосостояние нынешнего и будущих поколений, наряду с охраной ресурсов окружающей среды, от которых полностью зависит развитие. В докладе Комиссии Генеральной Ассамблее ООН 1987 года выдвинута новая концепция устойчивого развития как альтернатива развитию, основанному на неограниченном экономическом росте. В науке распространение получил институциональный подход, уделяющий внимание партнерству бизнеса, власти и народа. Институциализация гражданского общества и экономики, развитие добровольно-общественных, некоммерческих институтов усиливает социальную ответственность как частных (рыночных), так и государственно-бюрократических структур. Создаются стабилизационные экономические и социальные механизмы преобразовываются за счет внедрения различных долгосрочных резервных финансовых и экологических фондов. Оценка эффективности государственных программ становится неотъемлемым элементом их реализации. В США появляется новое поколение теоретиков публичного управления, исследующих взаимосвязь системы государственных услуг с полномочиями граждан и организаций гражданского общества, акцентирующих внимание на результативности управления, на партнерстве и кооперации государства и бизнеса. Теория публичного управления на современном этапе рассматривает людей как активных участников (собственников) управления.
Характеристики некоторых параметров трансформации социально-экономической системы XX века приведены в табл.1.
Таблица 1 Эволюция социально-экономической системы
Вид социально-экономической системы | Рыночная экономика свободной конкуренции | Социально-ориентированная рыночная экономика | Социально-ориентированная экономика устойчивого развития |
Принципы развития | Экономическое развитие | + социально-ориентированное развитие | + устойчивое развитие |
Критерий общественного прогресса | Экономическая эффективность | + социальная справедливость | + устойчивость |
Показатели благосостояния нации | Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения | + уровень образования, продолжительность жизни, степень дифференциации доходов населения | + загрязнение окружающей среды, уровень преступности и заболеваемости |
Носитель «социальности» | Свободный рынок | + государство | + гражданское общество |
Социальные и экономические стабилизаторы | Повсеместного распространения не имели | Системы социальных трансфертов, прогрессивное подоходное налогообложение | + стабилизационные фонды |
Взаимоотношения государства и граждан | Человек – объект управления | Человек – потребитель управления | Человек – собственник управления |
Эволюция публичного управления | Публичная политика + публичное администрирование | + администрирование общественных работ | + политический анализ |
Принципы публичного управления | -разделение политиче ских и административных вопросов; -внедрение бизнес- ориентированных подходов в управлении; | -анализ и сравнение альтернатив в управлении; -инвестиции в «челове ческий капитал»; | -оценка эффективности государственных программ; -участие граждан в политических процессах, -публичность (открытость) деятельности государства. |
Таким образом, на современном этапе эффективность государственного управления не может отражать результаты только в каком-либо одном направлении или аспекте (политическом, экономическом, социальном). Она должна раскрывать все его многоэлементное содержание, все многообразие протекающих процессов и явлений. Она должна отражать результаты взаимообусловленных процессов развития человека и общества, их взаимодействие с природой. Это свидетельствует о необходимости комплексного подхода к оценке эффективности государственного управления.
|
|
Достижение оптимального сочетания экономической эффективности, социальной справедливости и устойчивости развития – одна из труднейших задач современного публичного управления. В реальной хозяйственной практике органы власти постоянно «балансируют», пытаясь обеспечить приемлемый уровень социального равенства и солидарности, не создавая угрозы предпринимательской (деловой) активности, достаточный уровень жизни современного общества без ущерба будущим поколениям.
От механизмов управления современной социально-экономической системой требуется обеспечение дополнительно к экономическому и социальному прогрессу еще и «устойчивого развития», что предполагает необходимость приведения в равновесие потребностей человека, возможностей окружающей среды и условий действия конкурентного рынка. Устойчивость может выражаться в сдерживании текущими поколениями экономической активности и потребления в пользу будущих, в стабильном социально-экономическом развитии, не разрушающем своей природной основы. При устойчивом развитии в течение длительного временного отрезка комплексное природопользование обеспечивает качественный прирост экономических, социальных и экологических параметров развития, обусловливая непрерывный прогресс общества [10].
Определенная согласованность принципов эффективности и социальности современных публичных систем проявляется в использовании ресурсов экономических субъектов на накопление человеческого капитала, что составляет сущность так называемого нового качества роста, в силу чего уровень развития хозяйственной системы определяют в большей степени темпы и пропорции накопления нематериальных элементов национального богатства. Человеческий капитал трактуется современными учеными и как совокупность знаний, способностей и мотиваций, повышающих качество рабочей силы, и как особый вид инвестиций в человека в форме затрат на образование, здравоохранение, культуру, подготовку рабочей силы, миграцию и поиск информации.
|
|