Общее понятие эффективности управления

Критерии и показатели эффективности публичного управления

Эволюция понимания эффективности публичного администрирования.

Общее понятие эффективности управления.

Лекция 7. Эффективность публичного администрирования

Публичное администрирование как и любой вид управления не разрывно связано с понятиями эффективности и результативности. Публичное администрирование, направленно на решение конкретных проблем и должно быть результативным и эффективным. Однако принимаемые решения, нередко приводит к нежелательным последствиям, что делает всегда актуальным вопрос результативности и эффективности публичного управления.

Потребность в эффективном воздействии публичных органов управления на динамично развивающиеся современные сверхсложные процессы и явления обусловливает значимость и интерес со стороны общества и его структур к результативности и эффективности управления. Все чаще поднимается вопрос о способности государства, как определяющего субъекта управления, обеспечить в условиях жестко ограниченных ресурсов удовлетворение самых насущных потребностей отдельных граждан и общества в целом.

В управлении следует различать понятия результативности и эффективности.

Применительно к системе публичного управления результативность следует рассматривать как способность системы управления достигать поставленных целей, т.е. предполагается сравнение текущих результатов функционирования системы с ранее установленными целями и задачам ее развития. При этом соответствие полученных результатов целям и задачам развития страны должно просматриваться не только в краткосрочной, но и в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Кроме того, результа государственного управления должна отражать как прямые результаты управления, так побочные объективно возникающие результаты.

Понятие «эффективность» происходит от латинского слова «effictions», что означает действительный, созидательный. В самом общем случае эффективность предполагает сравнение результатов функционирования системы, т.е. эффекта (результата) с ресурсами использованными на достижение этого эффекта.

Если о результативности государственного управления можно судить по достижению поставленных целей, как главного результата управленческих действий, то эффективность требует ответа на вопрос: «Ценой каких затрат получен данный результат?».

Необходимо заранее просчитывать эффективность управления, исходя из возможности достижения наилучших результатов по возможности в кратчайшие сроки при наименьших затратах всех видов ресурсов. Важно подчеркнуть, что речь идет не только об используемых ресурсах (материальных, трудовых, финансовых, информационных и др.), но и о сроках реализации управленческой задачи. Запаздывание сроков ее реализации ведет, подчас, вообще к нецелесообразности ее решения.

Исходя из многообразия стоящих перед государством задач, связанных с управлением внутри страны, а также в зависимости от объекта и уровня управления, выделяются различные виды эффективности государственного управления:

- экономическую, отражающую эффективность проводимой государством экономической политики, эффективность протекающих процессов и явлений (экономического роста, использование ресурсов, приватизации, инвестиций, государственного сектора экономики и т.д.);

- социальную, позволяющую определить эффективность социальной политики государства, решения социальных проблем жизнедеятельности общества, его различных групп и классов. Главный критерий социальной эффективности государственного управления – повышение качества и уровня жизни человека.

- экологическую, связанную с использованием окружающей среды, реализацией природоохранных мер;

- политическую – связанную с легитимностью и легальностю власти, ее прозрачностью, контролем со стороны гражданского общества, подотчетность власти, ее прозрачность, соблюдения верховенства закона, уровень коррупции;

- управленческо-организациную – способность власти оперативно решать социально-экономические проблемы, эффективность организации, результативность администрирования, рациональность институтов и функций исполнитель­ной власти.

- внешнеэкономическую, отражающую взаимовыгодное экономическое сотрудничество с государствами на международной арене, в международном разделении труда, в области кредитно-денежных отношений, при обмене новейшими технологиями.

Такой подход к оценке эффективности отвечает потребностям совершенствования управления и может дать информацию для мониторинга и выработки конкретных направлений реформирования публичной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: