Трансцендентальная философия Иммануила Канта

Немецкий классический идеализм

Немецкий классический идеализм (немецкая трансцендентально-критическая философия – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель (немецкая классическая философия (Энгельс) – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах)) – этап в развитии немецкой и западноевропейской философской мысли с середины XVIII до первой трети XIX веков, создавший философский канон, сконцентрировавший в себе потенциал всей западноевропейской метафизики двух тысячелетий, это высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского рационализма, т.н. философской классики, обладавшей чертами: претензии на систематическую целостность и завершенность, убежденность в естественной упорядоченности мироздания, наличие в мире гармонии и порядка, прозрачных для разума.

Немецкий классический идеализм представляет собой преемственный ряд систем, органически связанных между собой, он являет собой относительно целостное, единое духовное образование, так как все мыслители придерживались единых принципов:

-) сходное понимание роли философии в обществе (■ «философия – эпоха, схваченная в мысли» (Гегель)), а значит она должна быть критической совестью культуры, осуществлять критическую рефлексию по отношению ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, выполнять высочайшую, культурно-цивилизаторскую, гуманистическую миссию;

-) формирование нового облика философии в виде более дифференцированной, тщательно отработанной в категориально-понятийном плане системе, части которой взаимосвязаны в единую интеллектуальную цепь философских концептов, которые представляют собой ■ «характерно философский род атлетизма» (Делез);

-) философские произведения не были рассчитаны на широкого читателя – это специальные философские работы, изобилующие крайне абстрактными дедукциями и невероятно сложными концептами: ■ «О нас идет слава как о глубоких, но часто неясных мыслителях» (Гегель);

-) ориентация на создание целостной диалектической концепции развития;

-) сосредоточение всех интеллектуальных интересов главным образом на гносеологической проблематике – главный вопрос не что такое предмет, а как возможно познание предмета (Кант),

-) введённое понятие трансцендентальное значит исследование не предметов, а способов их доопытного познания (Кант);

-) разум рассматривается как главный, критический инструмент отношения человека к реальности;

-) исходной точкой явился т.н. «коперниканский» переворот (Кант), в соответствии с которым всё в мироздании, в конечном счёте, обусловлено априорной познавательной способностью человека.

«Коперниканский переворот» в философии – отказ от принятого мнения, что наши знания истинны, если они соответствуют вещам и принятие допущения, что наши знания истинны, если вещи соответствуют нашему знанию, то есть, мы познаём только то, что сами предопределяем в качестве возможного знания.

Всеобщность и необходимость положений науки и философии сообщаются знанию априорными, всеобщими и необходимыми формами чувственности (пространство и время) и рассудка (двенадцать категорий, разделенных на четыре группы – категории количества, качества, отношения и модальности), которые позволяют синтезировать чувственные данные: ■ «Посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся».

Если рассудок ограничивается категориальным синтезом чувственных данных, то разум стремится выйти за пределы опыта и постигнуть абсолютное, что является предметом изучения трансцендентальной диалектики. Диалектика состоит в противоречивом характере умозаключений разума, в противоречиях, присущих его основным априорным идеям:

-) психологической (идее души),

-) космологической (идее мира как целого),

-) теологической (идее Бога).

Поскольку все эти идеи не могли быть обоснованы опытом и выражают фатальное стремление разума постигнуть непостижимое, постольку разум неизбежно впадает в заблуждения (противоречия, антиномии), пытаясь доказать реальность этих идей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: