Кумулятивный эмпиризм Томаса Гоббса

Материалистический индуктивизм Френсиса Бэкона

Эмпирическая концепция теории познания

Эмпиризмнаправление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, а всякое знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Тем самым эмпиризм выводит всеобщий и необходимый характер знаний не из самого ума (как это представляется в рамках рационализма), а из опыта.

-) Идеалистический эмпиризм – ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая при этом, что в основе опыта лежит объективный мир (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, Р. Авенариус).

-) Материалистический эмпиризм – источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, П.‑А. Гольбах, К.‑А. Гельвеций).

Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) философское направление, признающее чувственный опыт в качестве достаточного источника для достоверного знания. Понятие сенсуализм связано с более широким по объему понятием эмпиризм, указывающим на опытное происхождение знания, где под опытом подразумевается главным образом чувственный опыт. Своеобразным философским лозунгом сенсуалистов является следующее высказывание, появившееся еще в античности: «Нет ничего в разуме, чего предварительно не было бы в чувствах», что противостояло

-) учениям о врожденности (Декарт, Лейбниц) или

-) априорности (Кант)

знания. Сознание сравнивается с «чистой доской» (лат. tabula rasa), на которой чувственный опыт пишет свои «письмена» (Локк).

Предмет философии – материя и ее формы. Однако на пути познания природы присутствуют заблуждения – идолы:

-) идолы рода – ограниченность человеческого ума и органов чувств;

-) идолы пещеры – ложное восприятие действительности из-за субъективного мира человека;

-) идолы рынка – ложные понятия;

-) идолы театра – неправильное представление о мире из-за некритического усвоения различных философских взглядов и систем.

Теория двойственности истины:

-) Истины науки – в природе.

-) Истины теологии – Бог как творец мира и человека.

Индуктивный метод:

-) наблюдение фактов (чувственный опыт);

-) систематизация фактов;

-) отсечение ненужных фактов;

-) разложение явления на составные части;

-) проверка фактов на опыте;

-) обобщение (образование понятий).

Философия есть познание, которое посредством правильного рассуждения дает причинное объяснение явлений с опорой на феноменально данные человеку ощущения. Рассуждение уподобляется сложению и вычитанию (■ человек = тело + одушевленное + разумное; квадрат = четырехугольник + равносторонний + прямоугольный).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: