Основные типы рыночных структур несов. конкуренции. Несовершенная конкуренция включает следующие формы

Несовершенная конкуренция включает следующие формы:

1. Монополию (чистую), где данный продукт производится только одной фирмой (отрасль сост. из одной ф.), а контроль над ценами оч. выс.

2. Дуаполию, где производство данного вида продукции сосредоточено на 2-х фирмах и произв-ся однородная продукция, а контроль над ценами частичный.

3. Олигополию, где имеется относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции, или с незначительной дифференциацией, а контроль над ценами также частичный.

4. Монополистическую конкуренцию с дифференциацией продукта, где много производителей, много действительных или отображаемых различ. продукций, а контроль над ценами очень слабый.

В реальной действительности (1.) при несовершенной конкуренции не существует. В реальной практике невозможно найти ситуацию, когда на рынке действует одна единственная фирма, т.е. производитель товаров, не имеющих субститутов. Соверш. конкур. и (1.) – это теоретические абстракции. Абстрактная ситуация (1.) отличается следующими важными чертами:

1. монополист – единственный продавец товаров, не имеющих близких субститутов, т.е. взаимозаменяемых товаров, хотя это является условным.

2. монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с покуп-ми его продукции. Харак. взаимоотношений таков: если монополист снижает цену, то у него будут покупать больше.

На первый взгляд утверждение о снижении монополистом цены на свою продукцию может показаться не совсем логичным, ведь в обыденном представлении понятие монополиста связывается с непомерно высокими ценами и для того, чтобы понять рыночное поведение фирмы-монополиста, нужно сравнить условия совершенной и несовершенной конкуренции. При совершенной конкуренции фирма-производитель не в состоянии повлиять на рыночную цену. Уровень цены на продаваемый товар диктуется рынком независимо от воли и сознания товаропроизводителя. В этих условиях фирма может увеличить свои прибыли, не манипулированием ценами, а поиском такого объема производства, при котором совокупные издержки были бы минимальными.

В случаях же несовершенной конкуренции монополист обладает определенной властью над ценой. Масштабы контроля над уровнем цены различны в зависимости о формы конкуренции, но главное здесь состоит в том, что монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. При этом функция спроса является заданной, т.е. предполагается, что монополист не в силах ее изменить, ведь в условиях действия эластичности спроса мы имеем следующую закономерность: если цена возрастает, то цена падает, и наоборот. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии при этом устанавливать спрос. И если чистый монополист захватил весь рынок, то он знает, чтобы продать доп. кол-во продукции, необходимо снизить цену. Это еще раз подтверждает, что власть над ценой у этого монополиста не абсолютна.

Рынок олигополии может подразделяться на два типа:

1. Олигополия 1-го вида – это отрасли совершенной однородной продукции и большим размером предприятий.

2. Олигополия 2-го вида, когда есть несколько продавцов с диф-ой продукцией.

Рынок монополистической конкуренции с диф-ей продукцией предполагает, что покупатель предпочитает товар именно определенного вида: его привлекает именно такой сорт, качество упаковки, торговая марка, уровень обслуживания и т.д.

Диф-ция продукции означает отсутствие однородности представленных потребителю благ и услуг. Монополия в этих условиях характеризуется как опред-я степень власти над ценой. поэтому особенно важен фактор – эластичность спроса по цене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: