Категории. 1. на каком основании утверждается, что концепция К

И. Кант

16.11.12

Лекция 11.

Вопросы по 10 лекции:

1. на каком основании утверждается, что концепция К. Поппера носит нормативный характер?

2. в чем состоит идея теоретической нагруженности фактов? В каком отношении она находится к идеям логического позитивизма?

3. что такое фальсифицируемость теории? Чем она совершеннее, чем верифицируемость?

4. почему общее знание не выводимо из опыта? Кто впервые выдвинул эту идею? Как И. Кант решил эту проблему?

5. как понять утверждение, что наука живет своей собственной жизнью?

6. как понять утверждение, что в постпозитивизме происходит смещение акцентов с анализа деятельности ученых на изучение науки как надличностного общественного образования? В чем это проявилось?

7. как обосновывает свой тезис И. Лакатос, что при достаточной находчивости можно долго защищать фальсифицированную теорию? Что такое эдхог-гипотеза и защитные пояса теории?

8. что такое исследовательская программа по И. Лакатосу? Как она устроена? Какая программа называется прогрессирующей, а какая регрессирующей?

9. почему мы утверждаем, что концепция Лакатоса в значительной степени лишена нормативного характера?

ДЗ: 38.

Категории - это априорное формальное понятие синтеза, сочетающее данные чувственности с деятельностью форм рассудка.

Категории работают на 2 ступени познания

Познание проходит 3 ступени:

-чувственность: априорные формы чувственности. Пространство и время. Организация мира явлений. Феномен – явление людям вещей.

-рассудок: априорные формы рассудка. 12 категорий. Продуктом являются суждения.

Трансцензус – это ценс(пропуск) на транс(переход)

Человек – это трансцензитальный субъект. Вокруг него объективный мир, который представлен вещами в себе.

Всю человеческую речь логика подразделила на суждения, а кант преобразовал в категории:

-Качества (утвердительные, отрицательные, бесконечные => реальность, отрицание, ограничение),

-количества (общие частные единичные -> единство, множество, цельность),

-модальности (проблематические, ассерторические, аподиктические => возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность)

-отношения (категорические, условные, разделительные => субстанция и принадлежность, причина и следствие, взаимодействие)

Концепция неявного знания М. Полани и многообразие научных традиций.

М. Полани химик и философ в конце 50х годов показал, что предпосылки, на которые опирается ученый, невозможно полностью вербализовать.

В самом сердце науки существуют области практического знания, которые через формулировки передать невозможно.

Знания такого типа Полани назвал неявными знаниями.

К ним можно причислить ценностные ориентации.

Неявные знания передаются не на уровне текста, а на уровне непосредственной демонстрации образцов деятельности, то есть на уровне социальных эстафет.

Признание неявного знания очень сильно обогащает нашу картину традиционности науки.

Что бы ни делал ученый, ставя эксперимент или излагая его, читая лекции или участвуя в дискуссии, он демонстрирует образцы, который заражает окружающих.

Иногда в литературе неявное знание называют личностным.

Введя в рассмотрение неявное знание и соответствующие неявные традиции, мы попадаем в мир, где живет наш язык и научная терминология, логические формы мышления и его базовые категориальные структуры, где удерживаются своими корнями здравый смысл и научная интуиция.

Историки и культурологи часто используют термин менталитет для обозначения тех слоев в духовной культуре, которые не выражены в виде явных знаний и тем не менее существенно определяют лицо эпохи или народа.

Любая наука имеет свой менталитет.

Томас Кун

Крутой поворот в подходе к изучению науки совершил американский историк физики Томас Кун в своей работе «Структура научных революций» 1962г.

Наука – это сообщество ученых объединенных достаточно жесткой программой – парадигмой, которая целиком определяется деятельность каждого ученого.

Именно парадигма как некоторое надличностное образование оказывается в центре внимания.

Именно со сменой парадигм связывает он коренные изменения в развитии науки – научные революции.

Нормальная наука, - пишет Кун, - это исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых достижений, которые в течение некоторого времени, признаются определенным научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности.

Уже из самого определения следует, что речь идет о традиции, то есть наука понимается, как традиция.

Прошлые достижения, лежащие в основе этой традиции, ы выступают в качестве парадигмы.

Чаше всего под этим понимается некоторая достаточно общепринятая теоретическая концепция типа системы Коперника, механики Ньютона, кислородной теорией Лавуазье и т.п.

Со сменой концепций такого рода Кун прежде всего и связывает научные революции.

Конкретизируя свое представление о парадигме, он вводит понятие дисциплинарной матрицы.

В ее составе 4 элемента:

1. символические обобщения типа 2 закона Ньютона, закона Ома, закон Джоуля-Ленца.

2. Концептуальные модели, примерами которых могут служить общие утверждения такого типа: теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело, или, все воспринимаемые нами явления существуют благодаря взаимодействию в пустоте качественно однородны атомов.

3. ценностные установки, принятые в научном сообществе и проявляющие себя при выборе направлений исследования, при оценке полученных результатов и состояния науки в целом.

4. образцы решения конкретных задач и проблем, с которыми неизбежно сталкивается уже студент в процессе обучения.

Этому элементу дисциплинарной матрицы Кун придает особое значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: