На объектах разных организационно-правовых форм
Организация ревизионной работы
Многообразие экономики и наличие разных форм собственности требуют использования разных организационных форм контрольно-ревизионной работы.
Организация ревизионной работы на объектах разных форм собственности и разных организационно-правовых форм строится в соответствии с законодательством, регулирующим функционирование таких субъектов.
В настоящее время изменились функции государственного контрольно-ревизионного аппарата, усилился контроль над соблюдением финансовой дисциплины. Такие изменения произошли с помощью целевого и эффективного использования средств всеми субъектами хозяйствования.
В ходе предварительного ознакомления с деятельностью организации необходимо проанализировать ее учредительные документы, имущество, учетную политику, хозяйственную деятельность, финансовые показатели отчетности, наличие государственных заказов и т. п.
Так, организация ревизии в государственных унитарных предприятиях (ГУП) должна строиться на основе тщательного анализа учредительных документов, анализа имущества ГУП и муниципальных унитарных предприятий (МУП), находящегося в государственной и муниципальной собственности и принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Ревизору при проверке необходимо помнить, что данное имущество не может быть распределено по вкладам, паям, долям и т. д. При ревизии обязательств необходимо учесть, что унитарные предприятия не несут ответственности по обязательствам собственника его имущества, а собственник, в свою очередь, не несет ответственности по обязательствам предприятия, кроме случаев субсидиарной ответственности, закрепленной положениями Гражданского кодекса РФ.
При ревизии ГУП и МУП необходимо уделить внимание проверке стоимости чистых активов предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, так как по окончанию финансового года они должны быть переоценены. Если стоимость чистых активов меньше уставного фонда, производится уменьшение уставного фонда, а если она меньше размера, определяемого в законе, предприятие вообще может быть ликвидировано. Ревизия деятельности совместных предприятий должна быть организована так, чтобы процедуры контроля могли установить и подтвердить правильность организации ведения учета (учет должен вестись раздельно по имуществу совместной деятельности, имуществу участника-лидера, ведущего учет общих дел, учет должен давать четкое представление об операциях совместной деятельности, их эффективности и базах налогообложения по операциям совместной деятельности).
Если ревизия проводится в малом предприятии (МП), следует организовать процедуру ревизии с учетом масштабов и специфики деятельности субъекта, нормативной базы.
Поскольку часто в МП допускается совмещение обязанностей учетных работников, а ревизор должен организовать процедуру проверки, не опираясь на систему внутреннего контроля, так как скорее всего данная система будет иметь низкую степень надежности, организовать ревизию можно по упрощенному варианту с учетом индивидуальных особенностей предприятия. При ревизии МП часто встречаются следующие недочеты:
1) риски неурегулированности учетных записей;
2) нерегулярность сверки расчетов;
3) формальное несоблюдение законодательства, что часто
встречается при ревизии МП.
При ревизии предприятий ВЭД (внешне-экономической деятельности) тщательно анализируют валютные операции, а также порядок налогообложения операций, связанных с ВЭД, учитывая нормативную базу по такой деятельности.