Рис. 26. Децентрализованная программно-ориентированная
Рис. 25. Штабная оргструктура службы логистики
Рис. 24. Линейная оргструктура службы логистики
Рис. 23. Функции логистического администрирования
Субъектом логистического управления является служба логистики в организации (отдел, управление). Логистическая служба является вектором, связывающим все подразделения организации в единое целое. Она олицетворяет собой «здравый смысл» внутри фирмы, поскольку логистические менеджеры работают с ограниченными ресурсами, которые нужно оптимизировать и принимать продуманные управленческие решения.
В зависимости от размера организации и объема логистических процессов, на российских предприятиях, в основном, действуют вертикально ориентированные организационные структуры службы логистики: линейная или штабная (рис. 24 и 25). Линейная организационная структура управления организации наиболее простая, в ней обязанности менеджеров распределены по функциональным подсистемам логистики. Наглядно видно: кто ставит цели и задачи, кто и какие задачи решает, кто несет ответственность.
|
|
ДИРЕКТОР ПО ЛОГИСТИКЕ
ОТДЕЛ ЛОГИСТИКИ
Менеджер по Менеджер по Менеджер Менеджер по Менеджер по
транспортировке складированию запасов упаковке потреб.сервису
В отличие от линейной в штабной оргструктуре организации основные логистические функции управления сосредоточены в центрах ответственности: планирование, регулирование, контроль, анализ, координация и поддержка. Например, в процессе планирования распределения какого-либо материального потока логистический менеджер устанавливает оптимальный маршрут его движения, разрабатывает график следования потока, определяет потребность в финансовых ресурсах для осуществления потока. Регулирование предполагает оперативное отслеживание каждого объекта потока, согласно графику движения, а также выработку и применение управленческих воздействий на основе полученной информации о материальном потоке. В ходе контроля и анализа выявляется степень соответствия фактических параметров потока плановым и устанавливаются причины несоответствия плану. Координация и поддержка предполагает согласование действий всех служб предприятия по эффективному продвижению материального потока к потребителю.
Современный подход к формированию эффективной структуры управления логистикой предполагает переход от вертикальной к горизонтальной организации. При этом создаются матричные, программно- и процессно-ориентированные организационные структуры и команды функционально-ориентированного персонала (ФОП), которые занимаются реализацией конкретного проекта или процесса (рис. 26). Отличительной особенностью такой организации является акцент на следующие переходы: от функций к процессам; от повышения прибыли к повышению эффективности; от товаров к потребителям; от запасов к информации; от сделок к взаимоотношениям.
|
|
Типичными функциями интегрального логистического менеджера являются:
1. Установление перспективных целей и задач логистического менеджмента.
2. Согласование логистической, маркетинговой и производственной стратегии предприятия.
3. Разделение полномочий по управлению материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками.
4. Согласование интересов поставщиков, торговых, транспортных и других логистических посредников, функционирующих в логистической системе организации, а также устранение конфликтов.
5. Формулировка ограничений по управлению запасами в логистической системе организации.
6. Определение уровня инвестиций в систему управления запасами.
7. Разработка логистического плана и согласование его с производственным расписанием.
8. Определение необходимых финансовых ресурсов и бюджета логистического плана.
9. Разработка направлений по оптимизации времени реализации логистического цикла и общих логистических издержек предприятия.
10. Управление персоналом логистической службы.
Реализация данных функций приведет к финансовому успеху организации.