Формы представления педагогических новшеств

Прежде чем новшество внедрять, его необходимо четко пред­ставлять. Для фиксации инновационных идей и других педагоги­ческих новшеств учеными разработаны различные систематизато­ры. Например, Ф.С. Веселков и А.Ф. Веселков предложи­ли «паспорта инновационных проектов», которые со­держат следующие признаки.

1.Рождение идеи: год постановки идеи, авторы постановки идеи. Настоящий пункт характеризует степень новизны идеи: новая идея или ранее поставленная, но нереализованная.

2.Сфера реализации идеи: образовательная, научная, инноваци­онная, воспитательная, управленческая деятельность вузов или системы высшей школы. Показывается вид деятельности, к кото­рому относится данная идея.

3.Причина возникновения идеи: «белое пятно», ошибка, недо­статок, формализм, развитие науки или практики... Находят­ся негативные или позитивные причины, порожденные наукой (дидактика, науковедение, инноватика, педагогика, менеджмент) или практикой.

4.Масштаб значимости идеи: все вузы России, определенный профиль вузов, только передовые вузы... Раскрываются рамки возможного распространения идеи.

5.Этап реализации идеи: постановка задачи, познание предме­та, методология решения, разработка методики внедрении ее в практику, распространение инновации. Указывается, на каком этапе инновационного процесса находится идея.

6.Время решения идеи: сегодня, т.е. в настоящее время; завтра, т.е. в ближайшее время; послезавтра, т.е. в отдаленное время. Оп­ределяется перспектива внедрения идеи в практику или науку.

7.Научная экспертиза идеи: Единый инновационно-образова­тельный центр, Научно-исследовательский институт, Междуна­родная академия наук высшей школы, сам вуз... Указывается, какая научная организация должна оценить полезность идеи для широкого внедрения ее в практику.

8.Практическая реализация идеи Правительство РФ, министер­ство образования, собрание научной общественности высшей школы, вуз... Называется исполнитель, который должен при­нять решение о внедрении идеи и практику.

9.Полезный результат идеи: повышение эффективности обра­зовательной, научной, инновационной, воспитательной или уп­равленческой деятельности. Показывается вид деятельности ву­зов, где реализуется полезный результат идеи.

10.Научная новизна идеи: элементы научного вклада в решение исследуемой проблемы.

11.Прочие признаки идеи. Названные признаки присущи каж­дой идее. Здесь же отмечаются специфические признаки отдель­ных идей-резервов, если они имеют место.

Например: необходимость министерского госзаказа на иссле­дование, необходимость проведения эксперимента, доработки предложения, подготовки нужных кадров, создания внешних ус­ловий; интерес идеи для зарубежных вузов, других сфер деятель­ности, кроме высшей школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: