Прежде чем новшество внедрять, его необходимо четко представлять. Для фиксации инновационных идей и других педагогических новшеств учеными разработаны различные систематизаторы. Например, Ф.С. Веселков и А.Ф. Веселков предложили «паспорта инновационных проектов», которые содержат следующие признаки.
1.Рождение идеи: год постановки идеи, авторы постановки идеи. Настоящий пункт характеризует степень новизны идеи: новая идея или ранее поставленная, но нереализованная.
2.Сфера реализации идеи: образовательная, научная, инновационная, воспитательная, управленческая деятельность вузов или системы высшей школы. Показывается вид деятельности, к которому относится данная идея.
3.Причина возникновения идеи: «белое пятно», ошибка, недостаток, формализм, развитие науки или практики... Находятся негативные или позитивные причины, порожденные наукой (дидактика, науковедение, инноватика, педагогика, менеджмент) или практикой.
4.Масштаб значимости идеи: все вузы России, определенный профиль вузов, только передовые вузы... Раскрываются рамки возможного распространения идеи.
|
|
5.Этап реализации идеи: постановка задачи, познание предмета, методология решения, разработка методики внедрении ее в практику, распространение инновации. Указывается, на каком этапе инновационного процесса находится идея.
6.Время решения идеи: сегодня, т.е. в настоящее время; завтра, т.е. в ближайшее время; послезавтра, т.е. в отдаленное время. Определяется перспектива внедрения идеи в практику или науку.
7.Научная экспертиза идеи: Единый инновационно-образовательный центр, Научно-исследовательский институт, Международная академия наук высшей школы, сам вуз... Указывается, какая научная организация должна оценить полезность идеи для широкого внедрения ее в практику.
8.Практическая реализация идеи Правительство РФ, министерство образования, собрание научной общественности высшей школы, вуз... Называется исполнитель, который должен принять решение о внедрении идеи и практику.
9.Полезный результат идеи: повышение эффективности образовательной, научной, инновационной, воспитательной или управленческой деятельности. Показывается вид деятельности вузов, где реализуется полезный результат идеи.
10.Научная новизна идеи: элементы научного вклада в решение исследуемой проблемы.
11.Прочие признаки идеи. Названные признаки присущи каждой идее. Здесь же отмечаются специфические признаки отдельных идей-резервов, если они имеют место.
Например: необходимость министерского госзаказа на исследование, необходимость проведения эксперимента, доработки предложения, подготовки нужных кадров, создания внешних условий; интерес идеи для зарубежных вузов, других сфер деятельности, кроме высшей школы.