Современные средства телекоммуникаций не только предоставляют дистанционные аналоги учебным контактам, но в ряде случаев существенно расширяют их возможности.
Учебный материал. У педагога есть возможность обеспечить учеников всеми видами учебных материалов для подготовки к занятиям еще до того, как начнется диалоговая часть обучения. Необходимый материал предоставляется ученику следующими способами:
а) пересылается по обычной почте в виде определенного комплекта, куда могут входить CD-ROM или дискета, аудиокассета, видеокассета, «бумажные» пособия (кейс-технология);
б) пересылается по электронной почте в архивированном файле – сразу или по частям на протяжении учебного процесса;
в) размещается на образовательном сайте дистанционного учреждения для доступа к нему всех зарегистрированных учащихся;
г) оформляется в виде веб-квестов со ссылками на необходимый материал в сети Интернет;
д) ученику предоставляется доступ в одну или несколько электронных библиотек.
|
|
Диагностический материал. Дистанционный педагог и ученик обмениваются по электронной почте тестами, контрольными заданиями, учетными табелями, листами оценок. Все это размещено на образовательном сервере и доступно как учителю, так и ученикам в соответствии с установленными для них допусками (например, каждый ученик имеет пароль для входа в соответствующие разделы сайта). Учитель обеспечивает учеников домашними заданиями, консультирует.
Наглядность. Во время телекоммуникации в реальном времени преподаватель показывает ученикам слайды, картинки, графику..., проводит виртуальную экскурсию по сети Интернет по заранее составленным адресам.
Ученики обмениваются наглядными материалами между собой, что эффективно при подготовке ими докладов или коротких выступлений. Свои работы учащиеся размещают на сервере для доступа к ним других учеников и педагогов или для общего открытого доступа всем желающим. Этим процессом дистантно управляет педагог.
Вопросы учителя ученикам. Преподаватель задает ученикам вопросы как в режиме электронной конференции, так и в «реальном времени» в режиме ICQ, чат или видеоконференций. При этом он может задавать вопросы как одному из учеников, так и всей группе сразу.
Объяснение материала. Педагог может объяснять материал в одностороннем порядке или пересылать ученикам записи своих видеолекций, лекций своих коллег или специалистов по изучаемым вопросам. Иногда полезно выслать ученикам набор ссылок на образовательные ресурсы из сети Интернет или специально подготовленную веб-страницу со ссылками по изучаемой теме, так называемый веб-квест.
|
|
Педагог управляет дискуссиями. Дистанционный учитель начинает дискуссию по изучаемой проблеме, управляет дискуссиями между учащимися в рамках изучаемой темы и в соответствии с поставленными учебными задачами в режиме различных видов телеконференций. Дискуссия может проходить в режимах веб-форума, е-mаil-конференции, чат-дискуссии.
Вопросы учеников учителю. Ученики могут задавать педагогу вопросы как частным образом, посылая ему электронное письмо, общаясь с ним в реальном времени (например, в отдельном «окне» во время коллективного чат-занятия), так и публично, высказывая свои вопросы и суждения в общем списке рассылки.
Вопросы ученика. Ученик может спросить что-либо у другого ученика или у всех своих виртуальных одноклассников. Дистанционный педагог регулирует этот процесс сообразно учебным целям, вносит свои комментарии и вопросы.
Возможно и свободное электронное общение учеников друг с другом в удобное для них время, поскольку адреса каждого из них, как правило, общедоступны для всего виртуального класса. Даже обычные для обычного обучения «записочки» между детьми возможны благодаря телекоммуникациям.
Реакции педагога и учеников. В режиме видеоконференции педагог видит реакцию ученика на текущую проблему пли на задаваемый вопрос. Для обозначения эмоционального состоянии в текстовых электронных телекоммуникациях применяются «смайлики».
Оценка. Дистанционный учитель оценивает работу ученика во время проведения дистанционного занятия, а также его домашние работы, выполненные тести, творческие проекты и исследования с помощью любого из дистанционных и телекомtмуникационных средств. Так, в режиме чат-конференции по реакции учеников на вопросы рефлексивного характера оценивается степень их владения изучаемым материалом.