Приемы дистанционного обучения

Современные средства телекоммуникаций не только предо­ставляют дистанционные аналоги учебным контактам, но в ряде случаев существенно расширяют их возможности.

Учебный материал. У педагога есть возможность обеспечить уче­ников всеми видами учебных материалов для подготовки к заняти­ям еще до того, как начнется диалоговая часть обучения. Необходи­мый материал предоставляется ученику следующими способами:

а) пересылается по обычной почте в виде определенного ком­плекта, куда могут входить CD-ROM или дискета, аудиокассета, видеокассета, «бумажные» пособия (кейс-технология);

б) пересылается по электронной почте в архивированном фай­ле – сразу или по частям на протяжении учебного процесса;

в) размещается на образовательном сайте дистанционного уч­реждения для доступа к нему всех зарегистрированных учащихся;

г) оформляется в виде веб-квестов со ссылками на необходи­мый материал в сети Интернет;

д) ученику предоставляется доступ в одну или несколько элек­тронных библиотек.

Диагностический материал. Дистанционный педагог и ученик обмениваются по электронной почте тестами, контрольными за­даниями, учетными табелями, листами оценок. Все это размеще­но на образовательном сервере и доступно как учителю, так и ученикам в соответствии с установленными для них допусками (например, каждый ученик имеет пароль для входа в соответству­ющие разделы сайта). Учитель обеспечивает учеников домашними заданиями, консультирует.

Наглядность. Во время телекоммуникации в реальном времени преподаватель показывает ученикам слайды, картинки, графику..., проводит виртуальную экскурсию по сети Интернет по заранее составленным адресам.

Ученики обмениваются наглядными материалами между со­бой, что эффективно при подготовке ими докладов или коротких выступлений. Свои работы учащиеся размещают на сервере для доступа к ним других учеников и педагогов или для общего от­крытого доступа всем желающим. Этим процессом дистантно уп­равляет педагог.

Вопросы учителя ученикам. Преподаватель задает ученикам во­просы как в режиме электронной конференции, так и в «реаль­ном времени» в режиме ICQ, чат или видеоконференций. При этом он может задавать вопросы как одному из учеников, так и всей группе сразу.

Объяснение материала. Педагог может объяснять материал в одностороннем порядке или пересылать ученикам записи своих видеолекций, лекций своих коллег или специалистов по изучаемым вопросам. Иногда полезно выслать ученикам набор ссылок на образовательные ресурсы из сети Интернет или специально подготовленную веб-страницу со ссылками по изучаемой теме, так называемый веб-квест.

Педагог управляет дискуссиями. Дистанционный учитель начина­ет дискуссию по изучаемой проблеме, управляет дискуссиями между учащимися в рамках изучаемой темы и в соответствии с поставленными учебными задачами в режиме различных видов телеконференций. Дискуссия может проходить в режимах веб-фо­рума, е-mаil-конференции, чат-дискуссии.

Вопросы учеников учителю. Ученики могут задавать педагогу вопросы как частным образом, посылая ему электронное пись­мо, общаясь с ним в реальном времени (например, в отдельном «окне» во время коллективного чат-занятия), так и публично, высказывая свои вопросы и суждения в общем списке рассылки.

Вопросы ученика. Ученик может спросить что-либо у другого ученика или у всех своих виртуальных одноклассников. Дистанци­онный педагог регулирует этот процесс сообразно учебным це­лям, вносит свои комментарии и вопросы.

Возможно и свободное электронное общение учеников друг с другом в удобное для них время, поскольку адреса каждого из них, как правило, общедоступны для всего виртуального класса. Даже обычные для обычного обучения «записочки» между детьми возможны благодаря телекоммуникациям.

Реакции педагога и учеников. В режиме видеоконференции педа­гог видит реакцию ученика на текущую проблему пли на задавае­мый вопрос. Для обозначения эмоционального состоянии в тексто­вых электронных телекоммуникациях применяются «смайлики».

Оценка. Дистанционный учитель оценивает работу ученика во время проведения дистанционного занятия, а также его домаш­ние работы, выполненные тести, творческие проекты и исследо­вания с помощью любого из дистанционных и телекомtмуникаци­онных средств. Так, в режиме чат-конференции по реакции уче­ников на вопросы рефлексивного характера оценивается степень их владения изучаемым материалом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: