Литература
1. Андреев Д.Л. Роза мира. М., Прометей, 1991.
2. Глазунов И. С. Вечная Россия. М., Голос, 1994.
3. Психология. Словарь. М., Политиздат, 1990.
4. Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психотерапии. С-П., 1993.
5. Цветков Е.П. В царстве сна и смерти. М., РИМЭКС, 1991.
6. Юнг К. Проблемы души нашего времени. Мм Прогресс, 1993.
7. Crandal J.E. Theory and Measurement of Social Interest (Empirical Test of Alfred Adlers consept). — N.- V., Columbia university pres, 1981.-181p.
При изложении лекций мы придерживались двух смысловых линий. Первая смысловая линия — это знакомство с основными концепциями психоанализа, изложение которых строилось как последовательное воплощение в психологии Идеи спонтанной активности. В результате мы получили полную палитру (Рис. 2) основных Сил «бессознательного» Эта палитра поможет Вам более глубоко понимать и трактовать не только проективные тесты, но и сны, и произведения искусства, и вообще повседневные события Вашей жизни.
Рис. 2
Каждой Силе на схеме «сцена-подвал» соответствует триада причинности, отражающая методологическую валидность данной концепции системному подходу: Либидо выделено на основе триады внутреннее-прошлое-субсистемное (биологический подход Фрейда); «Личностный идеал» —на основе триады внутреннее — будущее — субсистемное (целевой подход Адлера); Архетип — на основе триады внутреннее — прошлое -метасистемное (биологический надындивидуальный подход Юнга); Святость — на основе триады внутреннее — будущее — метасистемное (гуманистический подход); Духовность — на основе приоритета «субъективного» над «объективным».
|
|
Особо отметим, что в случае полной реализации трех принципов причинности главной Силой сферы «бессознательного» следует считать Духовность, а «Ядро» личности должно быть образовано — инкарнациями Духовности — Святостями: Вера, Честь, Польза, Любовь, Красота, Истина и Справедливость.
Вторая смысловая линия — это трактовка причин возникновения неврозов как нарушения одного из принципов причинности (активности, саморазвития и иерархичности), а следовательно, подавления глубинных Сил, изображенных на схеме (Рис. 2). Распад душевного мира, по-видимому, начинается в обратной последовательности, в которой мы наносили глубинные Силы на схему «сцена-подвал».
Сначала в той или иной степени у человека возникает «ноогенный невроз» вследствие подавления главной Силы душевного мира человека— Духовности. Происходит это, согласно Франклу и Андрееву, по причине нарушения приоритета «субъективного» над «объективным» в организации душевного мира.
Нарушение приоритета «субъективного» над «объективным» проецируется на ценностные ориентации человека, образующие «Ядро» личности. Святости человека утрачивают связь со своим надындивидуальным покровителем — Духовностью, человек теряет «внутреннее оценочное чувство» и начинает объяснять себе и другим, почему это для него так дорого и свято, вместо того, чтобы сказать: «Люблю и больше ничего!» По причине потери «внутреннего оценочного чувства» в «Ядро» личности начинают проникать Лжеценности. Если они подавят Святости, возникает невроз личности—ригидность (по Роджерсу).
|
|
После подавления Святостей действует правило Франкла — «когда мы подавляем в себе ангела, он превращается в дьявола». Точнее, не превращается, а на место Святостей приходят надындивидуальные животные Силы — Архетипы. При отсутствии поддержки надындивидуальных духовных Сил животные Силы подавляют последний островок Духовности — «Личностный идеал». Душевный мир человека полностью меняет ориентацию из «будущего» в «прошлое», и у человека развивается невроз по Адлеру, основные признаки которого: душевное бессилие, пессимизм и цинизм.
С потерей надындивидуальных духовных покровителей и обращением душевного мира из «будущего» в «прошлое» человек полностью переходит во власть Архетипов. Архетип, будучи животным метаинстинктом, предохраняет от окончательного распада душевный мир человека, давая ему животную силу и мощь. Но психика человека при этом регрессирует, и возникает «мистический» невроз (по Юнгу). Особенность этого невроза в том, что целостность психики поддерживается до тех пор пока, человек преданно служит своему Архетипу. Причем Архетип, нагоняя на своего клиента «мистические страхи», требует от него все большего внимания к себе, превращая человека в психологического наркомана.
Если человек потеряет своего животного покровителя — Архетипа, то в этом случае он остается один на один со своими индивидуальными инстинктами: Либидо и Агрессией. Для таких людей единственный способ существования (как точно подметил Фрейд) — это прямое и непосредственное удовлетворение своих животных инстинктов. Но это единственный способ существования, как Вы заметили, глубоко больного «ноогенным неврозом» человека.
Из сказанного выше следует, что любой невроз является «ноогенным неврозом», а путь к душевному здоровью и долголетию начинается с создания чистых условий для пробуждения главной Силы «бессознательного» — Духовности, устремляющей человека к истинной цели эволюции — к Совершенству.
Доброго Вам Пути!
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы