Таблица 3.5.
Классные чины гражданской службы Российской Федерации
Государственная служба
Какова бы ни была сущность общественного строя, эффективность государства зависит, прежде всего, от работы государственного аппарата. Поэтому к государственным служащим, повсюду предъявляются высокие требования со стороны общества, принимаются специальные кодексы поведения государственных служащих. Сотрудники аппарата должны понимать свое назначение, чувствовать причастность к решению текущих и перспективных задач, честно трудиться на благо работодателя, т.е. государства, народа, что означает: точно и своевременно исполнять законы, указы, постановления, решения судов, добиваться соблюдения исполнительской дисциплины повсюду, где затрагиваются интересы государства, права граждан.
На Западе используются две системы государственной службы: а) кадровая, б) контрактная. Кадровая служба предполагает длительное (вплоть до пожизненного) нахождение на госслужбе с подчинением требованиям статуса. Например, в Германии, Франции чиновник не может быть уволен, допускается только перевод на другое место. Контрактные госслужащие близки к обычным наемным работникам, они, в сущности, менеджеры, а их босс — государство в лице какого-то органа. Переход их из госслужбы в бизнес и обратно свободен. Контрактная служба характерна для США. Однако и здесь есть список должностей, уволить с которых новый президент не имеет права.
|
|
К государственным служащим предъявляются квалификационные требования по уровню профессионального образования, стажу и опыту работы по специальности, знанию конституции, законов и иных правовых актов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
Система государственной службы в России включает гражданскую, военную и правоохранительную службы. Гражданская государственная служба подразделяется на федеральную государственную службу и государственную службу субъекта РФ.
Должности государственной службы распределяются по группам и категориям. Проходящим федеральную госслужбу присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания, а госслужбу субъектов РФ — классные чины. Соотношение должностей определяется указами Президента РФ. Составляется Реестр должностей государственной службы отдельно по Российской Федерации и субъектам РФ.
Группы гражданской службы | Классные чины гражданской службы |
Высшая Главная Ведущая Старшая Младшая | Действительный государственный советник Российской Федерации 1,2 или 3-го класса Государственный советник Российской Федерации 1,2 или 3-го класса Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1,2 или 3-го класса Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1,2 или 3-го класса Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1,2 или 3-го класса |
Присвоение классных чинов гражданской службы
|
|
Классные чины | Кто присваивает |
Действительный государственный советник Российской Федерации Государственный советник Российской Федерации в органах исполнительной власти Государственный советник Российской Федерации в иных федеральных государственных органах Советник, референт, секретарь государственной службы Российской Федерации Высшие, главные группы гражданской службы субъектов РФ | Президент РФ Правительство РФ Руководители федеральных государственных органов Представители нанимателей В соответствии с законом субъекта РФ |
Нормативными актами утверждаются квалификационные требования к гражданам для замещения государственных должностей. Вакантные должности госслужбы замещаются по конкурсу.
На деятельность, связанную с государственной службой, установлены ограничения. Государственный служащий не вправе:
• заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой, а также предпринимательством лично или через доверенных лиц;
• быть депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
• получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего, вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, ссуды и т.д.), связанные с исполнением должностных обязанностей;
• участвовать в забастовках;
• использовать служебное положение в интересах политических партий, объединений;
• использовать в неслужебных целях средства технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество;
• состоять членом органа управления коммерческой организации, если на это нет соответствующего решения компетентного государственного органа.
Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) вуставном капитале коммерческих организаций; представлять в органы налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.
В целях обеспечения гражданам равного в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой доступа к федеральной государственной службе замещение вакантных должностей федеральных государственных служащих осуществляется на основе проведения конкурсов.
Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата — победителя в конкурсе на соответствующую должность. Решение по результатам конкурса оформляется приказом государственного органа.
Для стимулирования повышения квалификации государственных служащих введена их аттестация.
Руководитель государственного органа с учетом результатов аттестации принимает решение о повышении служащего в должности, о присвоении очередного квалификационного разряда, об изменении надбавки за особые условия службы, о включении служащего в резерв на выдвижение на вышестоящую должность. Служащий в случае признания его не соответствующим замещаемой должности направляется на повышение квалификации либо с его согласия переводится на другую должность.
Субъекты РФ и муниципальные образования руководствуются этими же положениями при аттестации служащих органов государственной власти и местного самоуправления.
|
|
В стране насчитывается около 1130 тысяч государственных и муниципальных служащих, из них 400 тыс. — федеральные, остальные — в регионах и местных органах. В свою очередь федеральные служащие заняты: в центральном аппарате — около 39 тыс. чел., территориальных органах — 382 тыс. чел. По сравнению с СССР численность аппарата значительно возросла, но осталась намного ниже, чем в развитых странах.
Показатель | Россия, | Великобритания, | США, | Франция, |
Федеральные служащие, всего То же в расчете на: 1000 жителей 1000 занятых | 412,8 2,8 6,4 | 430,8 7,3 16,01 | 1717,8 6,4 13,3 | 926,8 16,1 41,6 |
Доля государственных служащих в занятом населении составляет, %: Россия — 1,7; США — 15; Германия — 13; Япония — 8,8; Франция — 22. Но следует иметь в виду, что, например, в Германии учителя относятся к государственным служащим, а в России — нет.
Государственные служащие должны отдавать приоритет государственным интересам, быть профессионалами, добросовестно исполнять служебные обязанности, обладать неангажированностью и независимостью от каких-либо профессиональных и политических групп и организаций, высокими морально-нравственными качествами. Государственный служащий обязан признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Каждый гражданин имеет право получать, а государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
Советская кадровая политика была чрезвычайно жесткой, требовала беспрекословного подчинения служебному долгу, интересам государства. Малейшие проявления даже попыток ставить личные интересы выше общих беспощадно пресекались независимо от служебного ранга. Применялся номенклатурный принцип подбора кадров для всех уровней власти и управления. Невозможно было перейти на более высокий уровень, не пройдя все предыдущие. Секретарем обкома КПСС нельзя было стать, как правило, лицам моложе 45 лет, а секретарем ЦК КПСС — 50, министром — 55лет. Это гарантировало качественный отбор по критериям, очевидным и убедительным для всех.
|
|
С распадом СССР резко понизился статус государственной службы, коренным образом изменилась кадровая политика, разрушилась система подготовки и распределения кадров. Вплоть до 2000г. из органов государственного управления уходили квалифицированные специалисты. В результате снизился профессиональный уровень государственных служащих. На ответственных постах, позволяющих распоряжаться огромными ресурсами, оказались случайные люди. Государство оказалось неконкурентоспособным на рынке квалифицированного управленческого труда. Специалисты, проработав 2—3 года в аппарате и установив полезные связи, уходили в заранее подготовленные фирмы.
Основной причиной явилась низкая оплата труда. С принятием нового законодательства ситуация в отношении государственных служащих меняется в лучшую сторону. В августе 2010 года общее количество гражданских служащих федеральных государственных органов составило 38,7 тыс. человек.
В 2009 году российские чиновники в среднем зарабатывали 50,3 тыс. рублей в месяц при средней зарплате по всей стране 20110 рублей. Самый высокий уровень среднемесячных зарплат чиновников в первом полугодии 2010 года зафиксирован в аппарате правительства России — 88,5 тыс. рублей. На втором месте расположилась Счетная палата страны. Там заработок составляет 81,97 тыс. рублей. Почетное третье место занимает администрация президента России. Там чиновникам ежемесячно выдают 80,7 тыс. рублей.
В развитых странах обычно зарплата госслужащих в целом равна средней зарплате по стране. Для России характерно еще и то, что региональные госслужащие получают больше федеральных. По сведениям Росстата за первый квартал 2010 года, больше всего получают сотрудники исполнительных органов власти «нефтяных» регионов — Ханты-Мансийского округа, Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономного округов — в среднем от 90 до 110 тыс. рублей.
Оплата труда чиновников жестко регулируется. Но фактически ее размер в каждом ведомстве зависит от влияния руководителя, который отстаивает фонд оплаты труда при формировании бюджета.
В организацию подготовки и переподготовки кадров внесено плановое начало. Правительство РФ утвердило государственный план подготовки управленческих кадров для народного хозяйства. Предусмотрена подготовка в вузах ежегодно 5 тыс. чел. Финансирование осуществляется за счет федерального, региональных бюджетов, организаций, граждан. Функции государственного заказчика и контроль за реализацией плана возложены на Минэкономразвития России.
Утверждается также государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Он формируется на основе заявок федеральных органов исполнительной власти. Сформированный проект заказа представляется в Правительство РФ на утверждение. Федеральная служба по груду и занятости является государственным заказчиком работ и услуг по научному, методическому, учебному, информационному сопровождению государственного заказа.
Для борьбы с коррупцией сокращаются те государственные функции, где чиновник может принять решение по усмотрению, а также выводятся технические и обслуживающие функции за пределы госаппарата, т.е. разгосударствляются. Этой цели служит система электронных административных регламентов, позволяющих формализовать при подготовке документов набор возможных решений и контроль их исполнения. Для этого в ведомстве составляется карта, где указываются функции и полномочия. Задается маршрут движения документа. Если появляется отклонение от маршрута, то на пульте у руководителя срабатывает «сигнал тревоги».
Государственную службу координирует Управление кадровой политики Президента РФ. Управление участвует в формировании кадрового резерва для замещения государственных должностей, назначение на которые осуществляет Президент РФ; изучает кадровую ситуацию в органах исполнительной власти; обеспечивает кадровую политику Президента РФ в субъектах РФ.
Управление готовит и представляет необходимые документы по вопросам назначения Президентом РФ на государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, присвоения Президентом воинских званий высших офицеров, высших специальных званий, дипломатических рангов, квалификационных разрядов и классных чинов.