Численность работников федеральных органов исполнительной власти (по сопоставимой методике), тыс. чел

Таблица 3.5.

Классные чины гражданской службы Российской Федерации

Государственная служба

Какова бы ни была сущность общественного строя, эффектив­ность государства зависит, прежде всего, от работы государственного аппарата. Поэтому к государственным служащим, повсюду предъяв­ляются высокие требования со стороны общества, принимаются спе­циальные кодексы поведения государственных служащих. Сотрудни­ки аппарата должны понимать свое назначение, чувствовать прича­стность к решению текущих и перспективных задач, честно трудить­ся на благо работодателя, т.е. государства, народа, что означает: точно и своевременно исполнять законы, указы, постановления, реше­ния судов, добиваться соблюдения исполнительской дисциплины повсюду, где затрагиваются интересы государства, права граждан.

На Западе используются две системы государственной службы: а) кадровая, б) контрактная. Кадровая служба предполагает дли­тельное (вплоть до пожизненного) нахождение на госслужбе с под­чинением требованиям статуса. Например, в Германии, Франции чиновник не может быть уволен, допускается только перевод на другое место. Контрактные госслужащие близки к обычным наем­ным работникам, они, в сущности, менеджеры, а их босс — государство в лице какого-то органа. Переход их из госслужбы в бизнес и обратно свободен. Контрактная служба характерна для США. Однако и здесь есть список должностей, уволить с которых новый президент не имеет права.

К государственным служащим предъявляются квалификацион­ные требования по уровню профессионального образования, стажу и опыту работы по специальности, знанию конституции, законов и иных правовых актов применительно к исполнению соответствую­щих должностных обязанностей.

Система государственной службы в России включает гражданскую, воен­ную и правоохранительную службы. Гражданская государственная служба подразделяется на федеральную государственную службу и государственную службу субъекта РФ.

Должности государственной службы распределяются по группам и категориям. Проходящим федеральную госслужбу присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания, а госслужбу субъектов РФ — классные чины. Соотношение должностей определяется указами Президента РФ. Составляется Реестр должностей государственной службы отдельно по Российской Федерации и субъектам РФ.

  Группы гражданской службы Классные чины гражданской службы
Высшая Главная Ведущая Старшая Младшая Действительный государственный советник Российской Федерации 1,2 или 3-го класса Государственный советник Российской Федерации 1,2 или 3-го класса Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1,2 или 3-го класса Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1,2 или 3-го класса Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1,2 или 3-го класса

Присвоение классных чинов гражданской службы

  Классные чины Кто присваивает
Действительный государственный советник Российской Федерации Государственный советник Российской Федерации в органах исполнительной власти Государственный советник Российской Федерации в иных федеральных государственных органах Советник, референт, секретарь государственной службы Российской Федерации Высшие, главные группы гражданской службы субъектов РФ Президент РФ Правительство РФ Руководители федеральных государственных органов Представители нанимателей В соответствии с законом субъекта РФ

Нормативными актами утверждаются квалификацион­ные требования к гражданам для замещения государственных должностей. Вакантные должности госслужбы замещаются по кон­курсу.

На деятельность, связанную с государственной службой, уста­новлены ограничения. Государственный служащий не вправе:

• заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой, а также предпринимательством лично или через доверенных лиц;

• быть депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

• получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего, вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, ссуды и т.д.), связанные с исполнением должностных обязанностей;

• участвовать в забастовках;

• использовать служебное положение в интересах политических партий, объединений;

• использовать в неслужебных целях средства технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество;

• состоять членом органа управления коммерческой организации, если на это нет соответствующего решения компетентного государственного органа.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление на время прохождения государственной службы находя­щиеся в его собственности доли (пакеты акций) вуставном капитале коммерческих организаций; представлять в органы налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

В целях обеспечения гражданам равного в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой доступа к феде­ральной государственной службе замещение вакантных должностей федеральных государственных служащих осуществляется на основе проведения конкурсов.

Решение конкурсной комиссии является основанием для назна­чения кандидата — победителя в конкурсе на соответствующую должность. Решение по результатам конкурса оформляется прика­зом государственного органа.

Для стимулирования повышения квалификации государствен­ных служащих введена их аттестация.

Руководитель государственного органа с учетом результатов ат­тестации принимает решение о повышении служащего в должно­сти, о присвоении очередного квалификационного разряда, об изменении надбавки за особые условия службы, о включении служа­щего в резерв на выдвижение на вышестоящую должность. Служа­щий в случае признания его не соответствующим замещаемой должности направляется на повышение квалификации либо с его согласия переводится на другую должность.

Субъекты РФ и муниципальные образования руководствуются этими же положениями при аттестации служащих органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

В стране насчитывается около 1130 тысяч государственных и муниципальных служащих, из них 400 тыс. — федеральные, остальные — в регионах и местных органах. В свою очередь федеральные служащие заняты: в центральном аппарате — около 39 тыс. чел., территориальных органах — 382 тыс. чел. По сравнению с СССР численность аппарата значительно возросла, но осталась намного ниже, чем в развитых странах.

Показатель Россия, Великобритания, США, Франция,
Федеральные служащие, всего То же в расчете на: 1000 жителей 1000 занятых   412,8 2,8 6,4   430,8 7,3 16,01   1717,8 6,4 13,3   926,8 16,1 41,6

Доля государственных служащих в занятом населении составляет, %: Россия — 1,7; США — 15; Германия — 13; Япония — 8,8; Франция — 22. Но следует иметь в виду, что, например, в Германии учителя от­носятся к государственным служащим, а в России — нет.

Государственные служащие должны отдавать приоритет государственным интересам, быть профессионалами, добросовестно исполнять служебные обязанности, обладать неангажированностью и независимостью от каких-либо профессиональных и политических групп и организаций, высокими морально-нравственными качествами. Государственный служащий обязан признавать, соблюдать и защищать права и сво­боды человека и гражданина. Каждый гражданин имеет право по­лучать, а государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомиться с документами и материалами, непо­средственно затрагивающими его права и свободы.

Советская кадровая политика была чрезвычайно жесткой, требовала беспрекословного подчинения служебному долгу, ин­тересам государства. Малейшие проявления даже попыток ста­вить личные интересы выше общих беспощадно пресекались не­зависимо от служебного ранга. Применялся номенклатурный принцип подбора кадров для всех уровней власти и управления. Невозможно было перейти на более высокий уровень, не пройдя все предыдущие. Секретарем обкома КПСС нельзя было стать, как правило, лицам моложе 45 лет, а секретарем ЦК КПСС — 50, министром — 55лет. Это гарантировало качественный отбор по критериям, очевидным и убедительным для всех.

С распадом СССР резко понизился статус государственной службы, коренным образом изменилась кадровая политика, разру­шилась система подготовки и распределения кадров. Вплоть до 2000г. из органов государственного управления уходили квалифи­цированные специалисты. В результате снизился профессиональ­ный уровень государственных служащих. На ответственных постах, позволяющих распоряжаться огромными ресурсами, оказались слу­чайные люди. Государство оказалось неконкурентоспособным на рынке квалифицированного управленческого труда. Специалисты, проработав 2—3 года в аппарате и установив полезные связи, ухо­дили в заранее подготовленные фирмы.

Основной причиной явилась низкая оплата труда. С принятием нового законодательства ситуация в отношении государственных служащих меняется в лучшую сторону. В августе 2010 года общее количество гражданских служащих федеральных государственных органов составило 38,7 тыс. человек.

В 2009 году российские чиновники в среднем зарабатывали 50,3 тыс. рублей в месяц при средней зарплате по всей стране 20110 рублей. Самый высокий уровень среднемесячных зарплат чиновников в первом полугодии 2010 года зафиксирован в аппарате правительства России — 88,5 тыс. рублей. На втором месте расположилась Счетная палата страны. Там заработок составляет 81,97 тыс. рублей. Почетное третье место занимает администрация президента России. Там чиновникам ежемесячно выдают 80,7 тыс. рублей.

В развитых странах обычно зарплата госслужащих в целом равна средней зарплате по стране. Для России характерно еще и то, что региональные госслужащие получают больше федеральных. По сведениям Росстата за первый квартал 2010 года, больше всего получают сотрудники исполнительных органов власти «нефтяных» регионов — Ханты-Мансийского округа, Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономного округов — в среднем от 90 до 110 тыс. рублей.

Оплата труда чиновников жестко регулируется. Но фактически ее размер в каждом ведомстве зависит от влияния руководителя, который отстаивает фонд оплаты труда при формировании бюджета.

В организацию подготовки и переподготовки кадров внесено пла­новое начало. Правительство РФ утвердило государственный план подготовки управленческих кадров для народного хозяйства. Предусмотрена подготовка в вузах ежегодно 5 тыс. чел. Финансирование осуществляется за счет федерального, региональных бюджетов, орга­низаций, граждан. Функции государственного заказчика и контроль за реализацией плана возложены на Минэкономразвития России.

Утверждается также государственный заказ на профессиональ­ную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Он формируется на основе заявок федеральных органов исполнительной власти. Сформированный проект заказа представляется в Прави­тельство РФ на утверждение. Федеральная служба по груду и занятости является государственным заказчиком работ и услуг по научному, методическому, учебному, информационному сопровождению государственного заказа.

Для борьбы с коррупцией сокращаются те государственные функции, где чиновник может принять решение по усмотрению, а также выводятся технические и обслуживающие функции за преде­лы госаппарата, т.е. разгосударствляются. Этой цели служит систе­ма электронных административных регламентов, позволяющих формализовать при подготовке документов набор возможных реше­ний и контроль их исполнения. Для этого в ведомстве составляется карта, где указываются функции и полномочия. Задается маршрут движения документа. Если появляется отклонение от маршрута, то на пульте у руководителя срабатывает «сигнал тревоги».

Государственную службу координирует Управление кадровой политики Президента РФ. Управление участвует в формировании кадрового резерва для замещения государственных должностей, на­значение на которые осуществляет Президент РФ; изучает кадро­вую ситуацию в органах исполнительной власти; обеспечивает кад­ровую политику Президента РФ в субъектах РФ.

Управление готовит и представляет необходимые документы по вопросам назначения Президентом РФ на государственные должно­сти Российской Федерации, государственные должности федераль­ной государственной службы, присвоения Президентом воинских званий высших офицеров, высших специальных званий, дипломати­ческих рангов, квалификационных разрядов и классных чинов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: