Основные проблемы и тенденции развития современного города
Одним из ключевых вопросов в проблеме урбанизации и расселения в мире является вопрос о крупных, крупнейших и сверхкрупных городах.
В 1820г. в мире был только 1 город, насчитывающий 1 млн. человек (Лондон). В 1910г. – уже 11, пять из которых были в Европе, в 1980г. – 227 городов, в которых проживало более 653 млн. человек (37% горожан). В1950г. было всего 6 городов с населением более 5 млн. человек, в 1980г. таких городов стало уже 26 и в них проживало 252 млн. человек. Города с население свыше 5 млн. человек есть теперь на каждом континенте.
Города с населением свыше 10 млн. человек, получили название мега-городов. В 1980г. насчитывалось 6 мега-городов, в 2000г. – уже 19, а по прогнозам к 2010г. их количество достигнет 21.
Крупнейшие города мира по данным 2000г. (млн. человек): Токио – 26,4; Мехико – 18,1; Бомбей -18,1; Сан-Паулу – 17,8; Нью-Йорк – 16,6; Лагос – 13,4; Лос-Анджелес – 13,1; Калькутта – 12,9; Шанхай – 12,9; Буэнос–Айрес – 12,6; Дакка – 12,3; Карачи – 11,8; Дели 11,7; Джакарта – 11,0; Осака – 11,0; Метро-Манила - 10,9; Пекин – 10,8; Рио-де-Жанейро – 10,6; Каир – 10,6; Сеул – 9,9; Париж – 9,6, Стамбул – 9,5; Москва – 9,3; Тяньцзынь – 9,2; Лондон – 7,6; Лима – 7,4; Бангкок – 7,3; Тегеран – 7,2; Чикаго – 7,0; Гонконг – 6,9. Демографы ООН называют непрерывно усиливающийся поток населения в крупные города самым большим переселением человечества за всю его историю. Этот процесс разрушил равновесие между человеком и природой и вызвал целый ряд различных проблем:
|
|
а) рост крупных городов вызвал перенаселенность этих городов, что в свою очередь привело к нехватке нормального жилья, дефициту жизненного пространства, чрезмерной плотности населения. Все эти факторы способствуют росту преступности, психических расстройств, самоубийств, наркомании, стрессовых ситуаций;
б) неразрешимой становится транспортная проблема, сказывающаяся в будни в часы пик;
в) проблематичным становится обеспечение необходимого уровня занятости стремительно растущего населения;
г) в озрастающая дороговизна, связанная с огромным увеличением расходов на городской транспорт, создание мощных санитарно-технических систем, на освоение территорий.
Резкое обострение проблем крупных городов поставило вопрос об оптимальном развитии города и привело к практическим действиям по ограничению их роста. Основными методами сдерживания роста крупных городов служат политические, градостроительные, экономические и административные решения, а также реализация различных расселенческих концепций, среди которых можно выделить структурно-градостроительные концепции ограничения роста крупных городов.
|
|
Наиболее действенной оказалась концепция английского экономиста Э. Говарда, главная идея которого заключалась в создании новых городов, «которые должны сочетать преимущества городской и сельской жизни и остановить поток населения, который стремится в перенаселенные города». По его замыслу город-сад рассчитан на 30.0 тыс. жителей и занимает площадь 6.0 тыс. акров (1 акр – 0.405 га). Э. Говарду удалось осуществить свои проекты и построить два города-сада в Англии: Лечворт и Вельвин, а также в США, Франции, Германии и др.странах. Все построенные города отличались тремя существенными признаками: 1. Рациональной планировкой; 2. Обилием зелени; 3. Малоэтажной застройкой (коттеджи на 4-10 человек). Ошибки и недостатки проектов Говарда были учтены архитектором-планировщиком П. Аберкромби при составлении проекта планировки Большого Лондона в 1943-1946 гг. По его замыслу вокруг Лондона предполагалось разместить целую сеть новых городов-спутников.. Они создавались на подобии города-сада Лечворта, но размещались на более близком расстоянии от Лондона и были рассчитаны на 60-100.0 тыс.чел. Законодательный акт о строительстве новых городов, принятый правительством Англии в 1946 г., положил начало государственной политике в этой области. За период с 1942 по 1950год было построено 14 новых городов, рассчитанных в перспективе на 80-100 тыс. чел. К началу 1972г. в Англии насчитывалось 32 новых города, выполнявшие задачу разгрузки Лондона, Бирмингема, Манчестера и других крупных городов. Строительство новых городов производилось на относительно малоценных землях, расположенных у железнодорожных и автомобильных дорог, ведущих в Лондон. Некоторые города (г.Харлоу) строились почти в чистом поле, другие (г.Базильдон) – на основе развития уже существующих поселений. В новых городах создавались промышленные парки, где предприниматели могли строить заводы на выгодных условиях. Там размещались новые отрасли промышленности – электротехника, электроника, общее и транспортное машиностроение, легкая и пищевая промышленность. Многие города имели крупные научно-исследовательские центры и деловые учреждения.
Для реализации разнообразных проектов ограничения роста крупнейших городов применялись экономические и административные меры регулирования: государство частично оплачивало расходы по переезду предприятий из столиц (во Франции - 60%, в Великобритании – 80%). В новых городах Франции был сокращен вступительный взнос на строительство промышленных зон до 25 франков за 1 кв.м., против 150 франков в Парижском районе. В Великобритании фирмы за каждое дополнительное созданное рабочее место в новых городах получали до 8 фунтов стерлингов. Во Франции широко применяются методы жесткого административного контроля – декрет 1958г. узаконил необходимость получения разрешений на строительство или расширение (более ем на 10%) промышленных предприятий в Пражском районе. Сочетание методов финансового стимулирования и административного контроля позволило добиться определенных результатов. В течении 10 лет из Пражского района в провинцию было переведено и вновь создано более 2200 предприятий.
С конца 1980-начала 1990-х годов крупнейшие города стали центрами передачи информации, знаний, оказания профессиональных услуг. В них размещаются учебные и научно-исследовательские учреждения, создаются научные парки. Предприятия обрабатывающей промышленности передислоцируются в пригородные зоны, в провинцию. Города перестраиваются – реконструируются старые кварталы, строятся театры, музеи, концертные и выставочные залы и т.п., меняется архитектурный облик, преобразуется экономический климат (размещаются штаб-квартиры большого бизнеса, капитала, строятся отели, рестораны, расширяется торговая сеть). Городские власти стремятся привлечь на постоянное жительство высококвалифицированных специалистов, которые более мобильны, но предъявляют высокие требования к качеству городской среды.
|
|
Эффективным методом ограничения роста крупнейших городов являлось функциональное поясное зонирование территории и тяготеющих к ним районов. Авторами предлагалась принципиальная схема четырехзонного поясного зонирования: 1 зона – устанавливалась по генеральному плану города с выделением резервов для его развития на 40-50 лет; 2 зона – лесопарковый комплекс шириной до 10 км; 3 зона – режимная, в которой не допускалось строительство новых промышленных предприятий (за исключением предприятий, обслуживающих население зоны и работающих на местном сырье), размещаются места отдыха и основные хозяйства пригородной сельскохозяйственной зоны; 4 зона – внешняя зона урбанизированного развития. Ее границы определяются двух часовой транспортной доступностью к центру крупнейшего города. На расстоянии от 100 до 200 км целесообразно развивать большие и крупные многофункциональные города, сдерживающие центростремительные силы крупнейшего города.
Проблемы развития городов в СССР стали рассматриваться российскими учеными и специалистами практически с зарождения советской власти. Так как в социалистической экономике рыночные силы, влияющие на концентрацию и деконцентрацию населения и производства не действовали, нужны были иные механизмы, регулирующие эти процессы:
- в 49 городах было полностью запрещено строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий, а более чем в 50 городах действовал принцип ограничения такого строительства;
- в отношении населения, начиная с 1930г. действовали административные ограничения с использованием механизма прописки по месту жительства лиц, проживающих за пределами города. Запрещалось принимать на работу лиц сверх лимита численности, которые не получали права постоянное жительство.
|
|
Однако, несмотря на эти меры продолжало расти число крупных городов: в 59г. -14, в 70г. – 17, 79г. – 26.
Проблемы развития крупных городов в СССР стали выходить на передний план к середине 70-х годов прошлого века. Именно в этот период в экономике крупных городов стали проявляться негативные тенденции:
– увеличение объемов незавершенного строительства;
- отставание социальной сферы;
- хроническое превышение фактической численности населения над расчетной;
- рост удельной стоимости городского хозяйства, норм эксплуатационных расходов и т.п.
Обострились социальные, экологические, транспортные и иные проблемы крупных городов, что послужило толчком к формированию новых расселенческих концепций, структурно-градостроительных теорий и обоснований, а также породило практические действия по ограничению роста крупнейших городов. Механизм реализации политики ограничения роста городов оставался практически неизменным с точки зрения форм и методов регулирования, Наряду с административными методами запретительного характера, применялась система градостроительных, расселенческих и планово-прогнозных методов. Основным инструментом сдерживания роста городов были различные градостроительные меры, посредством которых осуществлялось государственное управление развитием городов различных типов. Решающая роль принадлежала генеральным планам, вкоторых в комплексе были представлены основные стороны развития материально-производственной среды городов на долгосрочную перспективу. Важным средством рассредоточения населения крупного города явилось строительство городов-спутников (особенно вокруг Москвы и Ленинграда).
С начала 90-х годов в России произошли кардинальные социально-экономические изменения, а именно:
- перестройка политической системы и общественных институтов;
- ликвидация общегосударственных и региональных регулирующих механизмов (плановых институтов, отказ от государственных инструментов управления условиями городского развития и др.);
- изменения роли классических внешних и внутренних факторов развития и размещения (экономико-географическое положение, численность населения и трудовых ресурсов, наличие природно-сырьевых ресурсов, административное значение и т.п.);
- появление новых дополнительных факторов (институты местного самоуправления, рыночные структуры, уровень экономической конкурентоспособности, наличие емкого локального и регионального рынков, готовность к реформам со стороны местных и региональных органов власти, принимающих решения и др.)
Все это сказалось на функционировании и развитии городов, в том числе и крупных, обострив старые и породив новые проблемы. Прежняя многолетняя тенденция – постоянный рост числа крупнейших городов, увеличение в них численности – сменилась с начала 1990 г. на противоположную. Из 11 городов-миллиоников, начиная с 1992 года, 8 уменьшили численность своих жителей. За 1991-2002 гг. численность населения этой группы городов сократилась на 293 тыс. чел., однако их удельный вес в общей численности населения страны остался неизменным – на уровне 8.7%.