Методология изучения урбанизированных территорий

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «каркас городов» и опишите процесс его формирования.

2. По каким направлениям шло развитие концепции каркаса городов?

3. Какие пространственные формы каркасов вы знаете?

4. Назовите причины формирования сетей крупных городов.

5. Что такое «интернационализация производства» и к чему она приводит?

6. Опишите причины и последствия процесса «открытие экономики».

7. Дайте определение «мирового города».

8. Является ли г. Москва мировым городом и почему?

9. Назовите причины формирования сетей синергии и объясните суть этого явления.

10. Какие уровни включает в себя система мировых городов?

Рабочие заметки студента

7. Проблемы изучения
пространственных особенностей города

При рассмотрении масштабных программ, принимаемых городской администрацией, и при формировании предпринимательских инвестиционных проектов, и при решении вопроса о покупке или продаже квартиры рядовым жителям города необходимо изучить пространственные особенности города и конкретного участка его территории. Экономическая привлекательность жилого или нежилого помещения, здания, участка земли существенно зависит от обеспеченности рассматриваемого участка территории различными видами ресурсов природного и антропогенного характера, такими как: чистый воздух; удобный для строительства грунт; вода, тепло, электричество, газ; доступ к системе канализации, системам телефонной связи и т.д. В зависимости от функционального назначения рассматриваемого объекта существенным является также доступность соответствующего рынка сбыта и его уровня конкурентности.

Анализ экономической ситуации на отдельных участках территории города требует изучения:

а) локальных факторов – информация о самом участке (цена земли, экологическая обстановка, природные особенности и т.д.);

б) факторов местоположения – информация о территориях, окружающих данный участок.

Используется две основные модели описания и графического представления информации о территории города:

1. зонирование территории – фиксация неоднородности среды по тому или иному признаку;

2. выявление каркаса устойчивых элементов и связей систем.

Модели первого типа формально представляют собой геометрические схемы зонирования некоторых областей на обычной плоскости. Модели второго типа являются плоскими или трехмерными графами, дополненными соответствующими численными характеристиками вершин и ребер.

Изучение пространства города требует предварительного выявления территории города и его границы. На современном уровне урбанизации все труднее устанавливать пространственные границы города по внешним признакам характерной городской застройки или по формальным юридическим признакам административной границы города. Пригороды в некоторых отношениях выполняют важные функции города. Они стали его частью, хотя их вид может и не вполне соответствовать типично городской территории. Экономический подход требует, чтобы в таких случаях предпочтение было отдано функциональному аспекту.

При изучении повседневного функционирования и при разработке планов развития городов все в большей степени приходится учитывать связи города с прилегающими пунктами. В первую очередь речь идет об устойчивых социальных связях с крупным городом жителей пригородной зоны. Такие связи проявляются, прежде всего, в форме маятниковой миграции. По мнению большинства специалистов, именно маятниковая миграция населения является главным фактором, определяющим фактические границы урбанизированной территории, соответствующей «реальному» городу.

В теориях урбанизации динамика городской системы увязывалась с двумя главными трендами: централизацией и децентрализацией (рабочих мест и жилья). Исследователи выделяли развитие ядра и периферии и четыре стадии циклической модели городских систем. Взаимосвязь между стадиями цикла и пространственным развитием города показана в таблице 1.

Таблица 1

Стадии изменения соотношений численности населения города и пригородной зоны

Стадии городского развития Главная характеристика Характерные черты городского развития Пространственное развитие города
Урбанизация Промышленная революция, индустриализация В городах размещается промышленное производство – преимущественно крупные предприятия. Развивается общественный транспорт. Приоритет за экономическим ростом Экономическая активность концентрируется в центре. Рост центра за счет пригородной зоны
Дезурбанизация (субурбанизация) Повышение важности качества жизни. Рост благосостояния, развитие сектора услуг, автомобилизация населения Размещение в городах предприятий сферы услуг. Приоритет за развитием инфраструктуры. В центре формируется центральный деловой район. Промышленность перемечается на периферию. Население центра сокращается быстрее, чем в пригороде. Рост наблюдается в пригороде
Реурбанизация Изменение технологий и социальных ценностей, Рост информационного сектора, компьютеризация, структурное изменение свободного времени В городе размещается малый бизнес. Развитие автомобильного сообщения, снизившего значение фактора транспортной доступности. Экономическая активность наблюдается в городском ядре
Джентрификация Изменение технологий и социальных ценностей, Рост информационного сектора, компьютеризация, структурное изменение свободного времени Расширение строительства жилых домов улучшенного качества в центральной части крупных городов Отток высокостатусного населения из пригородов в центральную зону. Значительный рост цен на городскую недвижимость, что вынуждает бедных выезжать за пределы центральных районов

Урбанизация – абсолютная и относительная централизация, когда рост ядра доминирует, а вся агломерация растет;

Субурбанизация – относительная и абсолютная децентрализация, когда сокращение населения ядра приводит к уменьшению населения во всей агломерации;

Дезурбанизация – абсолютная и относительная децентрализация, когда спад в ядре приводит к упадку экономической активности в агломерации;

Реурбанизация – относительная и абсолютная централизация, когда доля населения в ядре по отношению к населению всей агломерации вновь растет, так как сокращение ядра происходит более медленными темпами, чем окружения (относительная централизация), и ядро растет снова, в то время как окраины все еще стагнируют (абсолютная централизация). На стадии реурбанизации изменения в технологии и изменение социальных ценностей, а также развитие информационных технологий приводит к тому, что меняется качество труда. Возрастают требования к рабочей силе, труд становится все более высокооплачиваемым, что повышает спрос на нормальные товары, Это увеличивает требования к качеству жизни. На первой и второй стадиях население – это функция от роста занятости, а на третьей и четвертой стадиях, наоборот, рост занятости – функция от населения.

Американские футурологи (Кан, Винер, Бикар), поддерживая идею стадийности развития городов, предсказали продолжение роста городских агломераций, слияние их в мегаполисы, основными чертами которого является линейный характер застройки, вытянутый в основном вдоль транспортных магистралей. Термин «мегаполис» был применен для обозначения сплошной городской застройкой протяженностью свыше 1000 км, а шириной местами до 200 км вдоль Атлантического побережья США, связанных между собой агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора и Вашингтона, который в последствии получил и личное имя- Бостваш. В настоящее время в мире насчитывается около десятка мегаполисов: три в США (Бостваш), Южнокалифорнийский и Великие Озера; три – в Западной Европе (Рейнско-Рурский, Парижский, Английский); два – в Японии (Токио-Осака).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: