Развитие концепции каркаса городов

Классическая концепция каркаса территории

Система городов как каркас территории

Контрольные вопросы

Различие теорий А. Леша и В. Кристаллера

Шестиугольники А. Леша – границы рынков сбыта, затрагивающие в первую очередь, промышленное производство. Шестиугольники В. Кристаллера связывают между собой центральные места. Они определены с учетом торговой и административной деятельности.

Леш делает упор на деление территории на зоны, в то время как Кристаллер подчеркивает значение полюсов влияния, центральных мест.

В размерах шестиугольников Леша отображены условия производства каждого вида продукции; Кристаллер определяет размер шестиугольных зон на основе простого расчета, исходящего из наименьшего расстояния в четыре километра.

Сеть шестиугольников Леша многолика (для каждого вида продукции); центры образуются путем группировки в одном месте производственных объектов, обладающих различными рынками сбыта, в то время как центры Кристаллера всегда кратны друг другу по размерам.

Расположение шестиугольников у Леша неодинаково, т.к. их ориентация выявляет секторы, где есть главенствующие транспортные артерии, тогда как расположение шестиугольников Кристаллера неизменно.

Концепции пространства Кристаллера и Леша резко упрощают сложную картину экономической реальности, предполагая исходную непрерывность, однородность пространства. Предложенные модели не предназначены для непосредственного использования в конкретных экономических исследованиях. Однако они позволили конкретизировать представление о национальном экономическом пространстве как сложной системе зон влияния городов. Тем самым были заложены основы концепции «каркаса городов».

1. Что такое «центральное место» в теории В. Кристаллера?

2. Какими факторами определяется общий рынок сбыта города?

3. Объясните понятие «пороговое значение» населения зон рынков сбыта.

4. Опишите закономерность формирования рынков сбыта для различных видов услуг.

5. Изобразите графически и объясните иерархическую модель центральных мест В. Кристаллера.

6. Недостатки теории В. Кристаллера.

7. Какие изменения в теорию центральных мест внес А. Леш?

8. Какие существуют варианты размещения рынков сбыта по отношению к поставщикам? Изобразите графически.

9. К каким выводам приходит А. Леш в теории экономического ландшафта?

10. Перечислите различия теории А. Леша и В. Кристаллера.

Рабочие заметки студента

Каркас городов – одно из важнейших понятий пространственного экономического анализа. Этот термин был введен во Франции в 50-е годы в рамках исследований ее регионов. В основе этой концепции лежат два главных тезиса:

Города не являются изолированными экономическими агентами, они включены в систему связей с другими городами. Эти связи могут быть иерархического, взаимодополняющего или конкурентного типа.

В совокупности города и их взаимосвязи определяют характер экономического пространства страны.

Концепция каркаса территории рассматривает города как полюсы экономической активности, а экономическое пространство – как структурно организованное и неоднородное, что позволяет перейти от геометрического описания к экономическому.

Распределенная по территории сельскохозяйственная деятельность связана с городами через систему сельских поселений нижнего уровня (поселков). Одна из важнейших функций таких поселений – осуществление этой связи (урожай собирают с полей, свозят в деревню, из деревни отправляют на продажу в город). Соответственно, поля, окружающие такую деревню, являются элементарной зоной влияния для самых низших центров, с которых начинается каркас. В свою очередь, эти деревни входят в зону влияния того города, который является их рынком сбыта. Таким образом, выделение каркаса позволяет представить экономическое пространство как совокупность ячеек (зон) элементарного уровня. Затем они укрупняются, формируя зоны более высокого уровня.

Города характеризуются высокой интенсивностью экономической жизни и, соответственно, высокой плотностью освоения территории. По сравнению с ними территория полей предстает как экономически мало интенсивное, мало освоенное пространство. Именно поэтому города и связывающие их дороги (линии телеграфа, телефона, авиалинии) представляют в виде каркаса, некоторой решетчатой структуры, на которую «натянута» ткань полей. Поэтому для описания такой модели используются термины «каркас-ткань». Термин «ткань» широко используется в экономике города.

«Ткань» – экономически второстепенные пространственные зоны, которые одновременно являются резервами для развития каркаса. Среди полей может возникнуть новый поселок, из поселка – малый город, из малого города – средний и т.д.

«Каркас» – совокупность городов некоторой территориальной зоны, рассматриваемой вместе с системой отношений между городами и окружающими их сельскими зонами влияния, а также с внешними связями этих городов.

Итак, каркас городов структурирует территорию и является, экономически, ее важнейшей частью. Исторически формирование такого каркаса начиналось с сельскохозяйственного освоения территорий. В тот момент эта отрасль была основой народного хозяйства.

Постепенно над этой первичной тканью сложилась пирамидальная структура городов различного уровня. Развитие промышленности внесло существенные изменения в эту простую, логически стройную схему. Существенные сдвиги в послевоенной экономике Европы привели к необходимости развития концепции каркаса и преодоления ограничений, связанных с исходной классической концепцией.

Развитие концепции шло по двум основным направлениям:

Была осознана излишняя жесткость строго иерархической схемы В. Кристаллера, в которой не находилось места для горизонтальных связей городов, и были предложены более гибкие схемы пространственных связей, позволяющие реалистично описать экономику.

Так как за пространственными связями стоят явления функциональной специализации и, соответственно, взаимодополняемость городов каркаса, то необходимо изучение функций городов, их дополнительности и конкуренции.

Как наиболее перспективная пространственная форма каркасов городов является конструкция сети звезд. В основе этой конструкции – узлы (фокусы активности) и лучи, соответствующие потокам товаров, людей и информации. Лучи, выходящие из одного центра, определяют его зону влияния высокого уровня.

Причины, приведшие к формированию горизонтальных связей и порождающие сети крупных городов:

1) в современных условиях становятся менее значимыми связи между центрами разного уровня, выделенными по принципу соответствующего разнообразия видов обслуживания;

2) усложняется схема разделения труда между городами;

производственные связи не отменяют иерархичности отношений партнеров, но уже не вписываются в жесткую пирамидальную структуру. В современном производстве происходит расчленение функций, их экстернализация и достаточно сложная организация участников;

3) расчленение функций позволяет дифференцировать требования к территории, на которой они осуществляются.

Под влиянием этих причин формируется менее жесткая структура каркасов. Роль города больше не определяется размерами его ближайшей территориальной зоны влияния и объемом его производственных мощностей. Уровень города определяется его способностью предоставить развитую инфраструктуру, эффективно включить в свое экономическое пространство различные виды деятельности. Благодаря резкому снижению затрат на транспорт и связь, города, обеспечивающие свою привлекательность для бизнеса, резко увеличивают диапазон своих связей, вторгаясь тем самым в зоны влияния отдаленных городов сопоставимого уровня. Эти «длинные» связи и формируют те пучки лучей, которые характеризуют пространственную модель сети звезд (рис. 10).

 
 


Рис. 10. Схема каркаса городов типа «сеть звезд »

Таким образом, в рамках одной сети существует несколько иерархий, вершины которых лежат в разных местах. Возникновение узлов, в которых сходятся достаточно отдаленные лучи, может быть вызвано инновационными процессами, когда реализация масштабных проектов требует определенной «критической массы», обеспечивающей рентабельность инвестиций. Например, аэропорт или вокзал высокоскоростной железной дороги оказывается фокусом, к которому тянутся лучи автострад из соседних городов. Тем самым формируется очередная «звезда», которая встраивается в сеть более высокого уровня, представленную авиалиниями или железнодорожными магистралями.

Роль важнейших городов каркаса нельзя выявить с достаточной полнотой, если ограничиться последовательным рассмотрением их функций по отдельным видам деятельности. Это связано с тем, что для крупнейших городов характерна полифункциональность, истоки которой лежат в эффектах агломерации. Можно выделить особую «интегрирующую» функцию, которая придает им дополнительное значение и стимулирует дальнейшую концентрацию прочих функций. Возникает кумулятивный эффект поляризации: первичное выделение полюса стимулирует замыкание на нем потоков из окружающей зоны влияния, что, в свою очередь, усиливает роль полюса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: