И ОГРАНИЧЕНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ
Правовое положение страховых компаний
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Обладая исключительной компетенцией, страховые организации не могут вести производственную, торгово-посредническую и банковскую деятельность.
Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ.
Правовое положение страховщиков на территории РФ определено Законом РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в РФ».
Страховщиками могут быть страховые организации и общества взаимного страхования. Общества взаимного страхования создаются юридическими и физическими лицами для страховой защиты своих имущественных интересов. Страховщики могут вести страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров. Страховые агенты - это физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховые брокеры - юридические или физические лил зарегистрированные в установленном порядке в и в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своё имени и на основании поручений страхователя и страховщика.
|
|
Основой финансовой устойчивости для страховщика является наличие у него оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования.
Перестрахование представляет собой страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика)
ТЕМА: ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
- Понятие, виды и характеристики рынка
- Регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках
- Понятие и виды монополистической деятельности
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции
- Средства антимонопольного регулирования
- Регулирование пресечения антиконкурентной деятельности на финансовых рынках
- Понятие, виды и характеристики рынка
Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
|
|
В экономической литературе дается несколько определений рынка. Приведем некоторые из них. Рынок представляет собой:
а) обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена;
б) механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношение спроса и предложения;
в) сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Понимание рынка как «сферы обращения» предопределяет необходимость задания его внешних параметров. В нормативно-правовых актах такие параметры определяются через географические и продуктовые границы.
Под продуктовыми границами рынка понимают группу (набор) взаимозаменяемых товаров. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок). В основе определения продуктовых границ лежит мнение покупателей о взаимозаменяемости товаров.
Географические (территориальные) границы рынка - это территория, на которой покупатели могут приобрести данный товар и не имеют такой возможности за ее пределами. Географические границы определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность у части покупателей приобрести данный товар на рассматриваемой территории. При определении географических границ учитываются многие факторы, в частности:
- возможность перемещения товара между территориями;
- доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;
- отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров;
- сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.
По критерию географических границ рынок можно разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский.
Структура рынка характеризуется количественными и качественными показателями.
Количественными показателями являются:
1) численность продавцов, действующих на данном рынке;
2) доли, занимаемые продавцами на рынке;
3) показатели рыночной концентрации.
К числу качественных показателей относятся:
а) наличие или отсутствие барьеров выхода на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости.
При этом потенциальными конкурентами могут считаться:
- хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;
- хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории данного товарного рынка;
б) открытость рынка для межрегиональной и международной торговли. Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей,
характеризующих структуру рынка, позволяет определить его тип. Так, различают типы рынка в зависимости от:
- концентрации - выделяются высококонцентрированные, умеренно концентрированные и низко концентрированные рынки;
- развитости или неразвитости состояния конкурентной среды. и
- Регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках
Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке
|
|
Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ. Статья 8 Конституции закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики - свободу конкуренции. Провозглашенное в п. 1 ст. 34 право граждан на свободное предпринимательство обеспечивается нормой п. 2 этой же статьи, содержащей запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Существование единого экономического пространства в государстве - необходимое условие поддержания конкуренции.
Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках определены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Постановлением Правительства РФ от 9 марта 1994 г. была утверждена Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ. Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. определены «Мероприятия по решению задач государственной монопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках».