План семинарских занятий. Финно-угры и балты в средние века

Балты.

Финно-угры и балты в средние века.

В средние века обширные лесные пространства Восточной Европы были заселены финно-угорскими и балтскими народами, граничащими на юге со славянами и тюрками. Они оставили обширный пласт памятников и внесли огромный вклад в этногенез русского народа.

Балтские племена к началу средневековья были расселены от Одера на западе и до Верхнего Днепра и Оки на востоке. В средневековых источниках балты называются айстами-аестами. В ходе расселения восточных славян большая часть восточных балтов вошла в состав русского народа. Следами проживания восточных балтов является мощный слой гидронимии на всей территории их проживания. Балтское племя пруссов в XII в. было захвачено и ассимилировано немцами, ятвяги – поляками. Остальные племена в течение длительного времени сохраняли свою независимость, оставив яркую и самобытную культуру.

Крупнейшими племенами западных балтов являлись литва, аукшайты, жемайты, пруссы, ятвяги, скалвы. Традиционным занятием балтов было огневое земледелие и лесное скотоводство. С X в. происходит постепенный переход к пашенному земледелию. На территории расселения балтов обнаружено большое количество небольших родовых городищ, которые к XII-XIII вв. начинают укрупняться. Изначальным жилищем балтов является наземный сруб с очагом посредине. Позже очаги вытесняются печами-каменками славянского облика в углу. Для погребального обряда балтов характерны сильные племенные различия. Латгалы практикуют ингумацию под курганными насыпями и в грунтовых могильниках с ориентацией мужчин на В, а женщин – на З. Погребения сопровождает богатые дары. Жемайты предпочитали хоронить в грунтовых ямах, но различие в ориентации мужчин и женщин сохранялась. Для литвы характерны курганные насыпи и захоронения коней. Пруссы ссыпали кремированные останки в ямы, а в XII в. распространение получила ингумация. Курши хоронили по обряду ингумации и кремации под каменными насыпями с особыми сакральными сосудиками, не повторяющими форму обычной посуды. Скалвы и ятвяги помещали остатки кремированных покойников под каменными насыпями курганов.

У всех балтских племен отмечается великолепно развитое ремесло, особенно металлургия. Ими созданы специфические украшения: шейные гривны, подковообразные застежки, фибулы, спиральные браслеты, булавки, подвески.

9.2. Финно-угры .

Финно-угры занимали огромные территории от Урала на востоке и до Балтийского моря на западе, в основном расселяясь в лесных и лесостепных ландшафтах. Финно-угорские народы сильно различались между собой, что объясняется разным культурным окружением. Но все же между финскими племенами есть нечто общее. Это и широкое распространение металла в украшениях, сходные типы укреплений, домостроительства, погребального обряда и т.д. Среди финно-угорских племен выделяют прибалтийских, поволжских, пермских финнов и угров Приуралья и Западной Сибири.

Прибалтийские финны включают племена эстов, финнов (суоми), корелу, ливов, води, ижоры, вепсов. Их сходства с другими финскими племенами проявляется в домостроительстве, любви к обильным и шумящим металлическим украшениям женского костюма. Прибалтийские финны очень рано вступили в контакты с балтами и славянами, что отразилось на облике их культуры: появились жилища со славянским интерьером, на смену огневому земледелию пришло пашенное, распространился обряд кремации, а затем, под влиянием христианства – ингумации. С XII-XIII вв. племена западных финнов подвергаются германизации. Родовые поселки прибалтийских финнов укреплены валами, рвами, каменными стенами. Встречающиеся на городищах и в могильниках вещи характерны для многих соседних народов. Специфический облик имеют лишь некоторые женские украшения: у эстов, ливов и суоми это булавки подковообразной и крестовидной формы, у води - многобусинные височные кольца, у корелы и ижоры - застежки для волос из тонких серебряных проволочек, у веси - подковообразные фибулы на плечах и между ними бронзовые цепи на груди.

Поволжские финны включают в себя мордву, мари, мещеру, мурому. Междуречье рек Оки, Волги, Цны, Суры были заселены мордвой, обитающей на небольших родовых городищах и окружающих их селищах. Бедность культурного слоя на городищах указывает на то, что это убежища. Наиболее ранние наземные жилища имеют крупные размеры, но под влиянием славян распространяются небольшие. Планировка жилищ характерна для финно-угров: центральная часть углублена с открытым очагом, земляные нары, позже появляется печь слева от входа. Вокруг жилищ культурный слой необыкновенно насыщен отходами и культурными остатками. Погребения совершаются в грунтовых ямах в колодах или гробах с ориентацией головой на юг – у мокши, на север – у эрзи. В южных районах расселения мордвы встречаются курганные захоронения. Мужчин сопровождает оружие, орудия труда, посуда. Женщины погребены в праздничном (сакральном) костюме с обильными металлическими украшениями на голове, груди, руках, шее, пальцах. Это накосники в виде лент из бронзы, браслеты, кольца, бусы, шумящие и зооморфные подвески в виде птичек (уточки и вороны - частый персонаж русских народных сказок), утиных лапок, коньков. Характерным украшением мордвы являются коньки на платформе. Основным занятием является земледелие. Под влиянием славянской культуры на смену огневому приходит пашенное. Вместе с этим появляется и весь характерный набор инвентаря: косы, серпы, топоры, сошники от однозубой сохи, каменные жернова. На поселениях обнаружены следы достаточно развитой металлургии. Примечательно, что изготовлением железных изделий занимались мужчины, а бронзовых – женщины (могилы женщин-литейщиц с формами и льячками).

Марийцы (черемисы русских летописей) заселили левобережье Средней Волги и Ветлуги. Среди памятников известны родовые городища-убежища, селища и грунтовые могильники с кремацией и ингумацией покойных, ориентированных головою на С. В мужских погребениях встречаются лук, стрелы, топоры, ножи, кресала и огнива, а копий и мечей почти нет. Женские погребения содержат налобные венчики, бусы, браслеты (до 19 браслетов), множество колец. Самым выразительным племенным украшением являются нагрудные трапециевидные бляхи-обереги с изображениями 2 коней и цепочки с бутыльчатыми привесками. Под влиянием кочевых племен к черемисам переходит пояс с накладками, который носили не только мужчины, но и женщины. Хозяйство основано на скотоводстве, охоте, рыбалке. Земледелие появляется под влиянием славян с XI-XII вв.

Меря расселялись в междуречье Волги и Клязьмы и в культурном плане были близки марийцам. К X в. они полностью ассимилированы славянами. Основным типом поселений являются городища. Здесь выявлены небольшие полуземлянки с центральным очагом и крупные общественные дома для мужских и женских собраний. Древнейшие захоронения осуществляются в домиках мертвых, в которые ссыпались кости в углы. Позже распространяется обряд ингумацмии и кремации. Иногда встречается захоронение коня (тюркское влияние). С IX в. проникает подкурганный обряд от славян. Выработаны свои типы украшений: трехспиральные шумящие подвески, треугольные (мерянские), коньковые. Основным занятием являлась охота, скотоводство, рыболовство. Подсечное земледелие носило ограниченный характер.

По Оке жила мурома и мещера, очень рано ассимилированная славянами. В культуре этих племен много общего с другими финнами. Местом проживания являются родовые городища и селища. Ранние жилища сохраняют переходы, позже появляются небольшие наземные постройки. В грунтовых могилах находят остатки кремации и ингумации вместе с остатками лошадей. Своеобразными украшениями являются дуги из конского волоса на голове, украшенные пронизками, височные кольца с перстнями, накосные украшения с подвесками. Многие украшения мещеры однотипны с финскими и балтскими, что указывает на смешанный балто-финский характер этого племени. Потомками мещеры являются татары-мишари.

Угры. На востоке финно-угорского мира в начале средневековья проживали угры и родственные им самодийцы. Они заселяли Северное и Среднее Приуралье (Поломская, Харинская, Ломоватовская культуры), Южный Урал (Кушнаренковская и Караякуповская культуры) и Западную Сибирь, являясь автохтонным этносом. Северные таежные племена занимались охотой и рыбной ловлей, лесостепные - дополняли присваивающие промыслы подсечным земледелием и скотоводством, степные – вели полукочевой и кочевой быт. Лесные и лесостепные племена угров проживали в городищах, степные - в открытых селищах. Несмотря различия в хозяйстве угорские племена сохраняют культурную общность. Все они используют круглодонную керамику со шнуровым орнаментом и раковинной примесью, небольшие прямоугольные дома с углубленным котлованом, очагами по центру и выходом с торца здания, погребения в овальной яме головой на север на подстилке из бересты, жертвенные площадки рядом с могильниками. Умершие находились в гробах, колодах или обворачивались лубом. Их сопровождают соответствующие для пола, возраста и социального положения вещи. Для мужчин это предметы вооружение (мечи, копья, стрелы), топоры, медные котлы с ушками, пояса, глиняные сосуды. Женщин хоронили в парадных одеждах с большим количеством металлических украшений на груди, голове, руках (гривны, подвески, амулеты, браслеты). Многие украшения имели шумящие подвески. У южных угорских племен был распространен тюркский обряд захоронения с костями лошади и сбруей под курганной насыпью.

В начале IX в. под ударами печенегов племена приуральских угров отходят на Дон, а затем в Панонию. Часть их остаются в Прикамье и участвует в сложение Волжской Болгарии.

Пермские финны. В IX-X вв. на место ушедших угров в северном Прикамье приходят племена пермских финнов (Вымская, Чепецкая и Родановская культуры), ставшие основой современных удмуртов, коми-зырян и коми-пермяков. Со сменой населения происходит замена подсечного земледелия пашенным. Меняется ориентация погребенных с С на З. Наряду с ингумацией начинает практиковаться и кремация покойников. Основным типом поселений является небольшое городище, застроенное крупными жилищами с очагами в центре. Позже под влиянием славян получают распространение небольшие жилища с печью в углу и деревянными полами. Погребения сопровождаются богатым комплексом вещей: оружия и инструментов - для мужчин, украшений - женщин. У каждой культуры вырабатывается специфические наборы украшений.

10. Словарь терминов

Билон – белая бронза.

Вотивные предметы – подношения богам.

Гривна – украшение на шею в виде металлического обруча; слиток серебра, использующийся в качестве денег.

Горит – колчан для лука (налучь).

Горн – теплотехническое сооружение для обжига керамики или нагревания (плавки) металла.

Ингумация - захоронение умершего без предварительного сожжения.

Кельт – рубящее орудие (топор, тесло) с втулкой для рукояти, расположенной перпендикулярно лезвию.

Клевец – составное орудие ударного действия, состоящее из рукояти и вставленного в нее острия.

Кремация – обряд сожжения остатков умерших.

Коньковые шумящие подвески - фигурные изображения в виде коней с подвешенными к ним цепочками и металлическими украшениями, производящими шум.

Крица – губчатое железо, полученное при сыродутной варке.

Курган – надмогильное сооружение из земли, камней, дерева и т.д.

Лемех (наральник, сошник) – железные наконечники пашенных орудий типа плуга и сохи.

Леваллуа – технический прием, характеризующийся тщательной подготовкой нуклеуса для получения заготовок правильной формы.

Медуши – кладовые для хранения хмельного меда.

Нуклеус – кусок каменного сырья, использующийся для получения заготовок (отщепов и пластин).

Оббивка – грубая обработка каменного орудия крупными сколами.

Отщеп – отколотый от более крупного камня фрагмент.

Отжимная ретушь – тонкая обработка каменного орудия костяным или роговым инструментом (отжимником) во время которой снимаются особенно тонкие сколы.

Пластина - удлиненный отщеп с параллельными краями.

Посад – ремесленно-торговая периферия русских городов.

Пронизи – трубочки из листового металла, используемые в качестве бусин.

Проушный топор –изделие со сквозным отверстием для крепления рукояти.

Пряслице – диск с отверстием, использующийся для насадки на веретено при прядении.

Псалий – стержень на конце удил для крепления поводьев.

Ретушь – вторичная обработка каменных орудий путем снятия с их краев мелких тонких сколов.

Ритон – сосуд в виде рога для жертвоприношений.

Скребло – орудие из отщепа с обработанными ретушью краями.

Скребок – орудие из отщепа или пластины со специфично обработанным рабочим краем.

Тигль – специальный сосуд из глины для плавки металла.

Ударная ретушь – обработка каменного орудия путем нанесения по краю ударами отбойника серии сколов.

Фибула – декоративная булавка, использующаяся для крепления одежды.

Чересло – плужный нож для разрезания дернины.

При подготовке к семинарским занятиям по археологии следует учитывать сложность изучения основной части археологической литературы, так как статьи и монографии в основном посвящены публикации и анализу конкретных археологических материалов. Научно-популярных изданий, приемлемых для изучения археологии немного, а сугубо научные работы нередко трудны для первоначального восприятия.

Для этого вопросы семинаров скомпонованы так, чтобы было удобнее изучать основные особенности периодов древней истории на основе традиционной археологической периодизации.

Темы каждого семинара следует раскрывать, предварительно дав общую характеристику эпохи.

Обязательным является знание хронологических границ и периодизации изучаемых эпох. Для наиболее древних эпох, от палеолита до бронзового века следует давать информацию о природно-климатических изменениях, так как от этого во многом зависела жизнь племен, хозяйство, облик их культур и т. д.

Начиная с эпохи энеолита, важно иметь представление о роли того или иного металла в истории (медь, бронза, железо) как об основе археологической периодизации. Именно из металла изготавливались орудия труда, оружие и многие украшения, что способствовало изменениям в экономике и социальной сфере обществ.

Кроме того, особое внимание следует уделить особенностям культурного развития различных природно-географических зон, различать их, учитывать направления культурных влияний и контактов.

При характеристике археологических культур, природно-географических зон желательно останавливаться на наиболее крупных культурах и памятниках, не углубляясь в детальное изучение всех археологических памятников.

Статьи и монографии, где содержатся выводы концептуального характера, также желательно использовать при рассмотрении вопросов происхождения и взаимодействия культур, их общей характеристике.

При описании археологических культур придерживайтесь общей схемы: хронология, ареал распространения, поселения, могильники, хозяйство, проблема происхождения.

Важно уметь выделить особенности археологических культур, уяснить специфику археологических источников в исторических реконструкциях. Для этого необходимо знакомство с теоретическими работами Л. С. Клейна, В. М. Массона и др. При подготовке к семинарам старайтесь извлекать наиболее наглядную, яркую информацию, которую можно будет использовать в дальнейшей работе со школьниками, приобретайте навыки популяризации научных данных по древнейшим, нередко труднодоступным для изучения периодам истории.

Тема 1. Введение.

Вопросы:

1. Предмет и задачи археологии. Методы археологических исследований.

2. История археологических открытий в России и за рубежом.

3. Археологические источники.

Источники и литература:

Амальрик А. С. Монгайт А. Л. В поисках исчезнувших цивилизаций М. 1966.

Гарден Жан Клод. Теоретическая археология. М. 1983.

Генинг В. Ф. Очерки по истории советской археологии. Киев, 1982.

Клейн Л. С. Археологические источники. Л., 1978.

Пряхин А. Д. История советской археологии. Воронеж, 1986.

Традиции российской археологии. СПб., 1996.

Формозов А. А. Очерки по истории русской археологии. М. 1961

Чайльд Г. У истоков европейской цивилизации. Л., 1952.

Тема 2. Палеолит.

Вопросы:

1. Природная среда в плейстоцене.

2. Стоянки ашельского и мустьерского времени.

3. Верхний палеолит.

Источники и литература:

Археология СССР. Палеолит СССР. М., 1984.

Бадер О. Н. Каповая пещера. М., 1965.

Бадер О. Н. Сунгирь. Верхнепалеолитическая стоянка. М., 1978.

Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. Л., 1979.

Городцов В. А. Результаты исследования Ильской стоянки // МИА, №2, 1941.

Григорьев Г. П. Начало верхнего палеолита и происхождение homo sapiensa в Европе и на Ближнем Востоке. М.-Л., 1968.

Ефименко П. П. Костенки 1. М.-Л., 1958.

Замятин С. Н. Очерки по палеолиту. М.-Л., 1961.

Каменный век на территории СССР. М.

Лазуков Г. И. Природа и древний человек. М., 1981.

Любин В. Н. Мустьерские культуры Кавказа. М., 1977.

Мочанов Ю. А. Древнейший палеолит Диринга и проблема внетропической прародины человечества. Новосибирск, 1992.

Палеолит и неолит. Л., 1986.

Первобытный человек и природная среда. М., 1974.

Пидопличко И. Г. Позднепалеолитические жилища из костей мамонта на Украине. Киев, 1969.

Праслов Н. Д. Ранний палеолит Северо-Восточного Приазовья и Нижнего Дона. Л., 1968.

Проблемы палеолита Восточной и Центральной Европы. Л., 1977.

Семенов С. А. Первобытная техника. М.-Л., 1957.

Шовкопляс И. Г. Мезинские стоянки. Киев, 1965.

Тема 3. Мезолит.

Вопросы:

1. Природно-климатические условия в начале голоцена.

2. Общая характеристика мезолита.

3. Мезолит степной полосы Восточной Европы.

4. Мезолит лесной полосы.

Источники и литература:

Археология СССР. Мезолит СССР. М., 1989.

Ванкина Л. В. Торфяная стоянка Сарнате. Рига, 1970.

Гурина Н. Н. Оленеостровский могильник // МИА, № 47, М.-Л., 1956.

Каменный век на территории СССР. М., 1970, с. 90-404.

Кольцов Л. В. Финальный палеолит и мезолит Южной и Восточной Прибалтики. М., 1977.

Матюшин Г. Н. Мезолит Южного Урала. М., 1976.

Ошибкина С. В. Мезолит бассейна Сухоны и Восточного Прионежья. М., 1983.

Первобытный человек и природная среда в плейстоцене и голоцене. М., 1974.

Римантене Р. К. Палеолит и мезолит Литвы, Вильнюс, 1971.

Сорокин А. Н. Бутовская мезолитическая культура. М., 1990.

У истоков древних культур (эпоха мезолита). М.-Л., 1966.

Фосс М. Е. Стоянка Веретье // Тр. ГИМ, № 12, 1941.

Халиков А. X. Мезолит Среднего Поволжья. // МИА, № 126.М.-Л., 1966.

Хотинский Н. А. Голоцен северной Евразии. М., 1977.

Тема 4. Неолит.

Вопросы:

1. Общая характеристика неолита.

2. Неолит степи и лесостепи.

3. Неолит лесной полосы.

Источники и литература:

Археология СССР. Неолит Северной Евразии. М., 1996.

Брюсов А. Я. Очерки по истории племен Европейской части СССР в неолитическую эпоху. М., 1952.

Васильев И. Б., Выборное А. А. Неолит Поволжья. Степь и лесостепь. Куйбышев, 1988.

Выборное А. А. Неолит Прикамья. Самара, 1992.

Даниленко В. Н. Неолит Украины. Киев, 1969.

Гурина Н. И. Из истории древних племен западных областей СССР // МИА, № 144, 1967.

Зимина М. П. Неолит бассейна реки Мсты. М., 1981.

Каменный век на территории СССР. М., 1970, с.117-171.

Котова Н. С. Неолитизация Украины. Луганск. 2002.

Крижевская Л. Я. Неолит Южного Урала. Л., 1968.

Моргунова Н. Л. Неолит и энеолит юга лесостепи Волго-Уральского междуречья. Оренбург, 1995.

Ошибкина С. В. Неолит Восточного Прионежья. М.,1978.

Палеолит и неолит СССР. МИА, № 185, 1972.

Синюк А. Т. Население бассейна Дона в эпоху неолита. Воронеж, 1986.

Телегин Д. Я. Днепро-Донецкая культура. Киев, 1968.

Третьяков В. П. Культура ямочно-гребенчатой керамики в лесной полосе Европейской части СССР. Л., 1972.

Третьяков В. П., Выборное А. А. Неолит Сурско-Мокшанского междуречья. Куйбышев, 1988.

Фосс М. Е. Древнейшая история севера Европейской части СССР // МИА, № 29, 1952.

Халиков А. X. Древняя история Среднего Поволжья. М., 1969.

Этнокультурные общности лесной и лесостепной зоны Европейской части СССР в эпоху неолита. // МИА, № 172,Л., 1973.

Те ма 5. Ранний бронзовый век.

Вопросы:

1. Общая характеристика раннего бронзового века.

2. Энеолит и ранний бронзовый век степной зоны Восточной Европы.

3. Ранний бронзовый век лесной зоны Восточной Европы.

Источники и литература:

Археология СССР. Энеолит СССР. М., 1982.

Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987.

Бадер О. Н. Поселения турбинского типа в Среднем Прикамье // МИА, № 99, 1961.

Васильев И. Б. Энеолит Поволжья. Степь и лесостепь. Куйбышев, 1981.

Васильев И. Б., Синюк А. Т. Энеолит Восточно-европейской лесостепи. Куйбышев, 1985.

Гурина Н. Н. Древние кремнедобывающие шахты Л., 1976.

Даниленко В. Н. Энеолит Украины. Киев, 1974.

Массон В. М. Экономика и социальный строй древних обществ. Л., 1976.

Мерперт Н. Я. Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья. М., 1974.

Моргунова П. Л. Неолит и энеолит юга лесостепи Волго-Уральского междуречья. Оренбург, 1995.

Мунчаев Р. М. Кавказ на заре бронзового века. М., 1975.

Никитин В. В. Медно-каменный век Марийского края. Йошкар-Ола, 1991.

Пассек Т. С. Раннеземледельческие (трипольские) племена Поднестровья // МИА, № 84, 1961.

Рындина Н. В., Дегтярева А.Д. Энеолит и бронзовый век. М., 2002.

Синюк А.Т. Курганы эпохи бронзы Среднего Дона. Воронеж, 1983.

Стоколос В. С. Культура эпохи раннего металла Северного Приуралья. М., 1988.

Третьяков В. П. Волосовские племена в Европейской части СССР в III-II тыс. до н. э. Л., 1990.

Формозов А. А. Каменный век и энеолит Прикубанья. М., 1965.

Халиков А. X. Древняя история Среднего Поволжья. М., 1969.

Энеолит Восточной Европы. Куйбышев, 1980.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: