Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:
- основных положениях законодательства Республики Беларусь;
- системе действующих нормативных правовых документов и реформах в области образования, вопросах охраны детства и защиты прав матери и ребенка;
- вопросах формирования духовного и нравственного становления личности, гуманных отношений, способах создания благоприятного социально-психологического климата, межличностного взаимодействия в отдельных группах учащихся и целостном ученическом коллективе;
- системе знаний об основных закономерностях и особенностях анатомо-физиологического и психологического развития учащихся;
-достижениях национальной и мировой психологической и педагогической науки и практики;
- вопросах психологического сравнительного анализа развития речи на родном и изучаемом иностранном языках в случаях понимания речи на слух, аудирования, чтения, говорения и письма;
- способах реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся;
|
|
- видах и формах планирования, процессах реализации образовательного процесса и оценивании их результатов;
- современных методиках и технологиях обучения изучаемому иностранному языку, традиционных и инновационных средствах обучения, методах формирования знаний, умений и навыков;
- использовании теоретических лингвистических знаний, практических умений и навыков в различных видах речевой деятельности (чтении, аудировании, говорении и письме) в процессе иноязычного общения с разными возрастными группами обучаемых;
- психологических и дидактических особенностях обучения изучаемому иностранному языку;
- методах психолого-педагогической диагностики и коррекции воспитания, развития и обучения, системе контроля и оценки учебных достижений учащихся;
- методах и приемах развития познавательных способностей, мотивов и интересов личности в процессе формирования у учащихся умений, общения на изучаемом иностранном языке;
- формах и методах организации внеурочной воспитательной работы (факультатив, кружок, краеведческая работа);
- ведении необходимой учебной педагогической документации;
- требованиях к нормам безопасной жизнедеятельности учащихся при организации образовательного процесса, вопросах обеспечения безопасных условий труда, охраны окружающей среды и энергосбережения, санитарно-гигиенических и педагогических требованиях к оснащению и оборудованию помещений;
- основополагающих принципахздорового образа жизни, мерах по укреплению здоровья;
|
|
- формах и методах рациональной организации труда, вопросах самосовершенствования на основе самоанализа и коррекции, создания благоприятных условий для личностной самореализации.
Профессиография - это описание и классификация сущ-щих профессий по опр. критериям (пед-м, психол-м, мед-м, эконом-м, технологич-м).
Традиционно особое внимание Профессиография придает психофизиологическим хар-кам, которые требуют опред. профессии от инд. особенностей людей. Эти требования фиксируются в профессиограммах (или психограммах). Психические и физические характеристики позволяют оценить соответствие педагога занимаемой должности. Профессиограмму учителя определяют также внимание, память, соответствие квалификации, психотип, внешность. Профессиограмма — это психофизический анализ, описание и характеристика профессионально значимых качеств, предъявляемых профессией. Сопоставление профессиограммы с конкретными характеристиками человека дает право экспертной комиссии судить о его профессиональной пригодности.
(В 4) На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.
Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма:
· уровень общей культуры;
· психолого-педагогическая компетентность;
· владение содержанием предмета и педагогическими технологиями;
· способности к целеполаганию и целеосуществлению;
· способности к педагогической рефлексии;
· способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.
Можно выделить совокупность социально и профессиональнообусловленных качеств педагога:
· высокая гражданская ответственность и социальная активность;
· любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
· подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
· высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
· потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
· физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом:
· высокая культура и нравственность;
· самоотдача;
· благородство;
· острое чувство нового;
· умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к жизни в будущем;
· максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством;
· общность идей и интересов учителей и учащихся;
· творческое отношение к делу и социальная активность;
· высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний;
· принципиальность и требовательность;
· отзывчивость;
· эрудиция;
· социальная ответственность и т.д.
Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.
Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Структура профессиональной компетентности педагога понимается через педагогические умения, которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно разворачивающихся действий (часть которых может быть автоматизи рована до навыков), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.
|
|
Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возрастных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характеристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкций.
Таким образом, под педагогической компетентностью учителя можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Содержание психолого-педагогических знаний определяется государственным образовательным стандартом высшего педагогического образования и конкретизируется в соответствующих учебных программах и планах к ним.
(В 5) Теоретическая готовность проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, что в свою очередь предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений.
Аналитические умения представлены такими частными умениями, как:
• анализировать педагогические явления;
• осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целым и во взаимодействии с другими элементами;
• находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;
|
|
• правильно диагностировать педагогическое явление;
• формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения.
Прогностические умения связаны с четким представлением в сознании учителя (который является субъектом управления) цели своей деятельности в виде предвидимого им результата. В состав прогностических умений педагога входят:
• формулировка диагностируемых образовательных целей и задач;
• отбор методов их достижения;
• предвидение возможных отклонений при достижении результата, нежелательных явлений и выбор способов их преодоления и др.;
Педагогическое прогнозирование требует от учителя овладения такими педагогическими (прогностическими одновременно) методами, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и др.
Проективные умения могут реализовываться при разработке проекта образовательного процесса. Они включают умения:
• планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей (материальных в том числе), интересов, средств, опыта и собственных качеств личности;
• определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них;
• планировать индивидуальную работу с учащимися для оказания своевременной дифференцированной помощи, для развития способностей;
• отбирать формы, методы и средства обучения и воспитания для получения качественного педагогического результата и др.;
Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя.
Рефлексия может пониматься как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных учительских действий. Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие участники образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают его как педагога, его личностные особенности, эмоциональные реакции, профессиональные способности и возможности. Педагогу очень важно установить, в какой мере полученные (положительные или отрицательные) результаты являются следствием его собственной деятельности.
(В 6) Содержание практической готовности учителя, педагога можно увидеть (определить) в наблюдаемых (внешних, предметных) действиях, которые проявляются через две группы умений — организаторские и коммуникативные.
Организационная (организаторская) деятельность педагога связана с включением учащихся в различные виды деятельности и организацией деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъекта образования.
К группе общепедагогических организаторских умений относят такие умения учителя:
• привлекать внимание учащихся, развивать у них устойчивый интерес к учению;
• формировать учебные навыки и обучать приемам научной организации учебной деятельности;
• формировать у учащихся активное, творческое отношение к явлениям окружающей действительности путем создания и решения проблемных ситуаций и др.
• умения и навыки работы с печатными источниками информации, библиографиями, умения добывать информацию из всевозможных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.
• доступно, с учетом специфики предмета, уровня обученности (подготовленности) учащихся, их жизненного опыта и возраста излагать учебный материал;
используя различные методы обучения и их сочетания (рассказ, объяснение, беседа, проблемное обучение и др.), логически правильно выстроить процесс преподавания и усвоения учебной информации учащимися;
• доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы;
• создание специальных условий и проблемных ситуаций для развития познавательных процессов, воли и чувств учащихся;
• индивидуальный подход к учащимся
формированием морально-ценностных установок воспитанников и их научного мировоззрения и др.
Коммуникативные умения учителя — это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений педагогического (вербального} общения и умений и навыков педагогической техники.
Перцептивные умения учителя — это умения, которые проявляются на начальном этапе общения, умения понимать других людей (учащихся, учителей, родителей).
Считается, что собственно умения педагогического (вербального) общения связаны со следующим:
1) А. Осуществлением коммуникативной атаки, другими словами, привлечение к себе внимания (речью, паузами в речи, развешиванием наглядных пособий, таблиц, записями на доске и т. д.)
• Б. Установлением психологического контакта с классом.
• С. Управлением общением в педагогическом процессе
Д. Установлением эмоциональной обратной связи в процессе общения
Педагогическая техника — это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера) (по Л. И. Рувинскому).
Педагогическая техника предполагает совокупность двух групп умений: а) группа умений, связанная с управлением своим поведением (мимикой, пантомимикой, эмоциями, настроением, вниманием, воображением, голосом, дикцией); б) группа умений, связанных с умением воздействовать на личность и коллектив (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, приемы управления общением, организацией КТД) (по И. А. Зязюну).
Педагогическая техника может быть представлена следующими умениями и навыками (по В. А. Мижерикову и М. Н. Ермоленко):
• выбора правильного тона и стиля в обращении с воспитанниками и другими субъектами педагогического взаимодействия;
• управления их вниманием;
• чувством темпа;
• владения словом, правильными дикцией, дыханием, мимикой и жестикуляцией (т. е. развитой культурой речи);
• управления своим телом, умением снимать мышечное напряжение;
• регулирования своего психического состояния (вызывания «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т. д.);
• владения техникой интонирования для выражения разных чувств;
• умения расположить к себе собеседника;
• образной, красочной передачи информации.