Цели мероприятия защиты коммерческой тайны

Основными целями защиты информации являются:

1) предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, поддержки информации;

2) предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

3) предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

4) защита конституциональных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

5) сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

6) обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении такой информации режима коммерческой тайны. Обладатель коммерческой тайны самостоятельно в письменной форме устанавливает, изменяет и отменяет режим коммерческой тайны, и требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, которым предоставлена информация, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности.

Отношения между обладателем информации, составляющей коммерче­скую тайну, и его контрагентом регулируются законом и договором.

Засекречивая информацию, предприятия или организации должны исходить не только из принципа своей безопасности, но и экономической выгоды. Так, условия рынка требуют торговой рекламы производимой продукции и услуг, а чрезмерное засекречивание их деятельности может обернуться потерей прибыли. В этом случае сложно привлечь инвестиции.

Отсутствие засекречивания информации, открытость организации может привести к разорению. Американские предприниматели считают, что утрата 20 % засекреченной информации приводит к разорению предприятия на протяжении месяца.

Секретность в условиях рынках защищает производителя от недобросовестной конкуренции, к которой относятся различные противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, поддержки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа, а также сюда относится промышленный шпионаж.

Промышленный шпионаж: - незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконное использование секретной информации лицом или предприятием, не уполномоченным на то ее владельцем. Объектами промышленного шпионажа могут выступать любые материалы, содержащие коммерческую тайну предприятия: документы, чертежи, образцы продукции, неоформленные патенты, технические проекты и иных сведениях, представляющих интерес.

Организационные связи и процессы не запланированы программой деятельности организации и возникают самопроизвольно и непреднамеренно. В их основе лежат негласные нормы, которые проявляются преимущественно в ситуации свободного выбора, построены на межличностном отношении и составляют систему неформальной коммуникации. Большей частью информации неформальной коммуникации являются слухи.

В среднем 55 % работников в организации соглашаются с тем, что неофициальная информация, кулуарные обсуждения восполняют проблемы официального информирования и позволяют ориентироваться в происходящем. Причем значение было более или менее постоянно от организации к организации - 45-60 %. Это свидетельствует о том, что чувствительность большой части сотрудников к слухам довольно устойчива и мало зависит от особенностей организации, а также образования, статуса, пола и возраста человека. Следовательно, можно быть уверенным, что 45-60 % сотрудников любой компании наиболее восприимчивы к информационному воздействию слухов.

Неформальная коммуникация, непроверенные сообщения, передающие­ся по неформальным каналам, слухи - это информация, которая меньше всего поддается структурированию и контролю. Вместе с тем, по объему пропускаемой информации неформальные каналы нисколько не уступают формальным, а потому необходимо повысить управляемость компании за счет каких-либо мероприятий по управлению слухами. Одна из основных особенностей слухов - их информация всегда актуальна.

В США, Германии, Франции и других западных странах главная роль в обеспечении защиты информации принадлежит самим фирмам. В Германии действует Закон о недобросовестной информационной конкуренции, устанавливающий уголовную ответственность за выдачу коммерческой тайны посто­ронним лицам.

В Японии решение о том, какую информацию нужно защищать, в каждой компании устанавливается на основе экономического расчета. Здесь не существует законов и нормативных актов, предусматривающих ответственность за разглашение коммерческих секретов. Решения о запрете передачи информации принимаются департаментом кадров компании. У работников воспитывают чувство преданности к своей компании. В стране существует система пожизненного найма.

Кроме прямого похищения коммерческой информации происходит и утечка информации, при этом наиболее вероятными ее источниками являются:

- персонал;

- документы, содержащие информацию;

- технические средства и системы обработки информации, в том числе линии связи, по которым она передается.

Персонал - один из главных каналов утечки информации. В целях охра­ны конфиденциальности работодатель обязан ознакомить под расписку работника, доступ которого к коммерческой информации, необходим для выполне­ния им трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну.

Работодатель обязан ознакомить под расписку работника с установленным на предприятии режимом коммерческой тайны, а также с мерами ответственности за его нарушение. Работодатель обязан создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного режима коммерческой тайны.

Возможным источником утечки коммерческой тайны могут стать конгрессы, конференции, симпозиумы, демонстрация созданной техники. Здесь всегда могут быть профессионалы промышленного шпионажа.

Утечка информации может иметь техническую основу - утрата информации из компьютера, пропажа документов, тайное копирование секретной

информации с документа, с дискеты на дискету, проникновение в компьютерные системы посторонних лиц (хакеров). Для предотвращения несанкционированного доступа используются дорогостоящие системы защиты, совершенствуется программное обеспечение.

При использовании программного обеспечения существует возможность потери данных от действия компьютерных вирусов, которые используют недостатки программного обеспечения. В связи с возрастающей стоимостью информации потери могут быть очень весомыми. Вирусы создаются людьми с различной целью, в основном они направлены на нанесение вреда пользователю. Для защиты используются специальные программы - антивирусы, которые необходимо постоянно обновлять.

На рынке информационных технологий работают несколько крупных компаний в каждой специализированной области. Перед пользователем стоит проблема выбора платформы информационной технологии, так как в дальнейшем он будет зависеть от своего поставщика. Легкость тиражирования информационных продуктов позволяет нарушать авторские права его разработчика.

Защита коммерческой тайны обеспечивается:

- разработкой инструкций об использовании защищаемой информации;

- контролем допуска персонала к секретным документам;

- назначением ответственных лиц за делопроизводство;

- принятием работниками письменных обязательств о сохранении коммерческой тайны;

- стимулированием и поощрением исполнителей, имеющих дело с информацией, представляющей коммерческую тайну;

- внедрением автоматизированной системы защиты коммерческих сведений;

- повседневный контроль со стороны администрации предприятия за обеспечением безопасности использования секретной документации и секретного делопроизводства. Подготовку документов следует поручать наиболее проверенным сотрудникам, количество экземпляров документа должно быть строго ограничено. Необходимо позаботиться о том, чтобы при копировании документов множительная техника была под контролем. Под контролем ответственных лиц должна уничтожаться копировальная бумага и красящая лента. Должен быть выбран надежный способ пересылки секретной информации.

Для охраны информации от прямого хищения или уничтожения можно использовать методы физической защиты: замки на дверях, решетки на окнах, сейфы, сигнализация, металлические двери. Применяются технические системы охраны, которые представляют собой довольно сложные электромеханические, акустические, радиотехнические и магнитометрические устройства. Например, с помощью экранирования излучений ЭВМ, зашумления телефонных сетей, нанесения матовых покрытий на окна.

Защищать коммерческую тайну можно с помощью организационных мер. Они включают в себя создание служб безопасности на предприятии и ограничение допуска сотрудников к документам, содержащим секретную информацию. Служба безопасности следит за тем, чтобы не допускалось ознакомление посторонних лиц с секретными документами, а также контролирует хранение этих документов и деловой переписки.

Система защиты коммерческой тайны включает законодательные акты по охране интересов ее владельцев, внутрифирменные нормы и мероприятия по охране тайных сведений. Как правило, система защиты коммерческих секретов представляет сочетание государственной поддержки предприятий и их собственных усилий. Практика ведущих фирм показывает, что успех в этом направлении обеспечивает подход, сочетающий административные меры с вовлечением сотрудников в процесс защиты коммерческой тайны. При этом учитываются издержки по созданию внутрифирменной системы защиты.

Административные меры предполагают создание положения и издание приказа о защите коммерческой тайны на предприятии, которые определяют механизм сохранения секретной информации и сроки ее засекречивания. Мероприятия должны быть комплексными, обеспечивать необходимую профилактическую работу с носителями информации, с источниками секретных сведений.

Специалистам по вопросам защиты коммерческой информации известны и другие технологии и системы охраны конфиденциальных документов от несанкционированного доступа или возможной утечки из них охраняемых сведений.


Тема «Дополнительные услуги»


[3]См.: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 101 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства». // Гражданское право. Второе издание, переработанное и дополненное. Под ред. М.М. Рассолова, П.В. Алексия. Закон и право. Москва. 2007. С. 462.

[4]Статья 450 ГК РФ.

[5]Статья 451 ГК РФ.

[6]Статья 452 ГК РФ.

[7]Статья 453 ГК РФ.

[8]Пиляева В.В. Гражданское право (юридические конструкции, понятия, схемы и таблицы). Учебное пособие. Москва. ИНФРА‑М. 2001. С. 117–118.

[9]Гражданское право. Учебник. Том I (под ред. д.ю.н., проф., проф. О.Н. Садикова). – «Контракт», «ИНФРА‑М», 2006.

[10]Статья 425 ГК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: