Тема №10: Финансовое планирование и финансовый контроль в организациях

1. Значение и задачи финансового планирования в организации

2. Виды финансовых планов. Принципы, методы финансового планирования

3. Содержание перспективных и годовых финансовых планов

4. Содержание платёжного календаря, кассовый план организации

5. Финансовые расчёты в составе бизнес план

1.Финансовое планирование - разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объёма финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использование с целью обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта

Значение финансового планирования заключается в следующем:

1 намеченные цели организации в финансово-экономических показателях - объёме реализации, себестоимости, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.

2 устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации ввиде финансовых планов и отчётов об их исполнении

3 определяются приемлемые объёмы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов организации

4 оперативные финансовые планы создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии

Основные задачи финансового планирования:

1 обеспечение нормального кругооборота д/с организации, включая их вложения в реальные финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств, соц. развитие

2 выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов организации

3 соблюдение интересов акционеров и инвесторов

4 определение взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, кредитными, страховыми, вышестоящими организациями, работниками организации

5 контроль за финансовым состоянием организации, целесообразностью планируемых операций и ситуацией

Организация финансового планирования осуществляется в соответствии с определёнными принципами:

1 принцип единства т.е планирование должно иметь системный х-р, т.е представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые развиваются в едином направлении ради общей цели

2 принцип координации выражается в том, что нельзя планировать эффективную деятельность одного подразделения организации вне связи с другим

3 принцип участия означает, что каждый специалист организации независимо от должности и выполняемых функций участвует в планировании

4 принцип непрерывности заключается в том, что планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного цикла

5 принцип гибкости состоит в придании планам и планированию способности изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств

6 принцип точности предполагает, что планы организации должны быть конкретизированными и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности организации

Существуют т.ж специфические принципы финансового планирования:

1 принцип соотношения сроков получения и использования средств - капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счёт долгосрочных заёмных средств

2 принцип платёжеспособности - планирование д/с должно постоянно обеспечивать платёжеспособность организации

3 принцип приспособленности к потребованиям рынка

4 принцип предельной рентабельности, т.е целесообразно выбирать те капитальные вложения, которые обеспечивают тех. рентабельность и д.р

Помимо принципов организация финансового планирования требует выбора методов планирования

МЕТОДЫ

1 Расчётно- аналитический - основан на анализе достигнутого уровня финансовых показателей и прогнозирования их уровня на будущей период. Этот метод применяется, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы. Таким методом определяют плановую потребность в амортизационных отчислениях, оборотных активах и др. показатели

2 Нормативный метод т.е потребность организации в финансовых ресурсах, источники их образования определяют на основе заранее установленных норм и нормативов. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др.

3 Балансовый метод, сущность в том, что благодаря балансу имеющиеся в наличии финансовые ресурсы приводит в соответствие с фактическими потребностями в них. Этот метод применяют при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов, составления квартального плана доходов и расходов и т.п

4 Метод оптимизации плановых решений предполагает составления нескольких вариантов плановых расчётов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критерий

5 Метод экономико-математического моделирования. Он позволяет дать количественную оценку взаимосвязям между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их численное значение. Данная взаимосвязь выражается через уравнения, графики, таблицы и др.

Перспективное планирование - исследование и разработка возможных путей развития финансов организации в перспективе в течении 3-х -5 лет, оно обеспечивает достижение высокой эффективности хозяйствования

Перспективным планом некоторые учёные считают бизнес-план. Он позволяет экономистам решать 4 основные задачи:

1 изучить ёмкость и перспективы будущего рынка сбыта

2 оценить затраты и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары и получать прибыль

3 обнаружить все трудности, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации

4 определить те показатели, по которым можно будет регулярно оценивать состояния дел

Ведущим финансовым планом в современных условиях является текущий план. Он разрабатывается на год, полугодие, квартал, месяц и представляет собой баланс доходов и расходов организации или его бюджет

Бизнесс-план состоит из ряда разделов:

- характеристика продукта

- оценка рынка сбыта

- организационный план

- юридический план

- оценка риска и страхование

- финансовый план

- стратегия финансирования

- резюме

2. Годовой финансовый план должен разрабатываться в несколько этапов. Начало этой работы обычно совпадает со сроками составления проекта бюджета республики (май-июнь года, предшествующего планируемому).

На втором этапе (в ноябре-декабре года предшествующего планируемому) уточняются ранее выполненные расчёты с учётом основных показателей плана экономического и социального развития народно-хозяйственного комплекса республики на планируемый год. Во внимании следует принять сведение о росте з/п и минимальной её уровне, изменяя индексов цен на материальные и топлевно-энергетические ресурсы, а также изменение налоговой, финансовой и финансово-кредитной политики правительства.

Финансовый план разрабатывается, обсуждается и утверждается в трудовом коллективе. В зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы организации труда право утверждать финансовый план предоставляется общему собранию трудового коллектива, акционерам либо учредителям организации, совету директоров или другому органу управления, уполномоченному в соответствии с уставом организации решать финансовые вопросы.

Финансовый план с расчётами к нему или выписка из финансового плана о размере финансовых ресурсов и платежах в бюджет должны сообщаться финансовому и налоговому органу по месту нахождения организации.

Формой финансового плана организации служит баланс доходов и расходов, включающий три раздела:

1. доходы от поступления средств

2. расходы и отчисления

3. взаимоотношения с бюджетом

Составление финансового плана предполагает включение в бюджет комплекса расчётов доходов и поступлений средств, расходов и отчислений, платежей в бюджет, а также разработку проверочной таблицы к финансовому плану для увязки между собой доходов, расходов и проверку финансового плана как свободного документа.

Выполненные расчёты по отдельным статьям доходов и расходов увязываются между собой путём составления шахматной таблицы. Её назначение в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить по направлениям доходы, а также сбалансировать доходы и расходы организации по принципу, когда на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы с учётом их целевого использования и очерёдности по статьям затрат.

Например, балансовая прибыль прежде всего направляется на уплату платежей в бюджет штрафов по хозяйственным договорам и финансовых санкций, а затем может быть использована на собственные нужды. Прирост устойчивых пассивов первоначально должен быть направлен на финансирование прироста, норматива собственных оборотных средств, а в оставшейся части оборотных средств - на другие расходы по смете фонда накопления. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами, банками и другими заёмными ресурсами.

3. Платёжный календарь - основной оперативный финансовый план. Он является самым эффективным и надёжным инструментом оперативного управления денежными потоками организации.

Основная цель разработки платёжного календаря: установление конкретных сроков поступления д/с и платежей организации и их доведение до исполнителей в форме плановых заданий.

Период планирования определяется организацией самостоятельно с учётом специфики деятельности и экономической целесообразности. Установленной формы нет. Наиболее распространённой формой является форма, имеющая два раздела.

1. Предстоящие расходы и платежи. Здесь указываются все расходы и платежи, проходящие через расчётный или другие счета в банке.

2. Предстоящие поступления д/с. Здесь указываются планируемые источники покрытия затрат: выручка от реализации, доходы от операций с ценными бумагами, поступления дебиторской задолженности, прочие доходы и поступления.

В платёжном календаре денежные расходы и поступления должны быть сбалансированны. Если на предстоящий период поступления средств превышают расходы, то в платёжнои календаре планируется излишек средств, т.е. денежных сбережений для последующего периода. Если планируемые расходы превышают ожидаемые поступления средств, то в платёжном календаре отражается недостаток д/с. В этом случае необходимо изыскать дополнительные источники средств.

Меры по сбалансированию расходов и поступлений:

- изыскание возможности отгрузки продукции на условиях предоплаты

- выездная торговля

- получения коммерческого кредита у поставщиков

- решение вопроса об отсрочке уплаты налогов (налогового кредита) и др.

4. Кассовый план - план оборота наличных д/с, определяющий поступления и выплаты наличных денег через кассу организации. Финансовая служба организации осуществляет контроль за движением наличных денег, соблюдением кассовой дисциплины. Своевременная выплата з/п и других причитающихся рабочим сумм характеризует состояние финансовых отношений между организацией и её трудовым коллективом, её платёжеспособность. Поэтому составление кассового плана и контроль за его выполнением имеют важное значение для организаций, которые выплачивают з/п через свои кассы.

Кассовый план составляется на квартал и состоит из 4-х разделов:

1) В нём указываются поступления наличных денег в кассу организации, кроме средств, получаемых в банке. Это торговая выручка, выручка от оказания услуг и др. поступления.

2) Указываются все расходы наличными деньгами - з/п, премии, командировочные расходы, хоз-операционные расходы и др.

3) Приводится расчёт суммы наличных денег, планируемых к получению в банке для выплаты з/п и на др. цели

4) Указываются сроки и суммы выплат наличными деньгами, согласованные с банком.

5. Бизнес-план - программа деятельности организации, обоснование её стратегий и тактических мер по их осуществлению. Бизнес-планы разрабатываются организациями для обоснования:

- текущего и перспективного планирования развития организации, выбора новых видов деятельности.

- возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заёмных средств.

- предложений по созданию совместных и иностранных организаций

- целесообразности оказания мер гос. поддержке.

В зависимости от целей составления бизнес-план может включать различное количество разделов (от 4 до 12). Обязательным является наличие финансового обоснования (прогноз финансово-хозяйственной деятельности, финансовый план, финансовые расчёты к нему).

Финансовые расчёты в составе бизнес-плана

1 Прогноз объёма реализации. Он выполняется на основе предыдущих разделов бизнес-плана и необходим для обоснования прогнозируемых сумм выручки.

Прогноз объёма реализации

Наименование продукции Количество штук Цена за 1 единицу в рублях Сумма в рублях
А Б В      

2 Таблица доходов и затрат. Показывает алгоритм определения чистой прибыли организации и её долю в выручке от реализации, т.е расчёт должен подтвердить доходность бизнеса.

Последовательность исчисления

выручка от реализации

-

косвенные налоги и отчисления

-

переменные издержки

=

переменная прибыль

-

постоянные издержки

=

прибыль от реализации продукции

+

финансовый результат от реализации иных ценностей и от в нереализованных операций

=

общая прибыль

-

льготируемая прибыль

=

налогооблагаемая прибыль

-

налоги из прибыли

=

прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

-

местные налоги

=

чистая прибыль

3 Баланс денежных расходов и поступлений. Этот документ призван подтвердить платёжеспособность организации. Цель разработки: обеспечение синхронности поступления д/с с расходами организации. По экономическому содержанию баланс денежных расходов и поступлений отражает движение всех денежных ресурсов организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: