1. Значение и задачи финансового планирования в организации
2. Виды финансовых планов. Принципы, методы финансового планирования
3. Содержание перспективных и годовых финансовых планов
4. Содержание платёжного календаря, кассовый план организации
5. Финансовые расчёты в составе бизнес план
1.Финансовое планирование - разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объёма финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использование с целью обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта
Значение финансового планирования заключается в следующем:
1 намеченные цели организации в финансово-экономических показателях - объёме реализации, себестоимости, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.
2 устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации ввиде финансовых планов и отчётов об их исполнении
3 определяются приемлемые объёмы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов организации
|
|
4 оперативные финансовые планы создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии
Основные задачи финансового планирования:
1 обеспечение нормального кругооборота д/с организации, включая их вложения в реальные финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств, соц. развитие
2 выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов организации
3 соблюдение интересов акционеров и инвесторов
4 определение взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, кредитными, страховыми, вышестоящими организациями, работниками организации
5 контроль за финансовым состоянием организации, целесообразностью планируемых операций и ситуацией
Организация финансового планирования осуществляется в соответствии с определёнными принципами:
1 принцип единства т.е планирование должно иметь системный х-р, т.е представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые развиваются в едином направлении ради общей цели
2 принцип координации выражается в том, что нельзя планировать эффективную деятельность одного подразделения организации вне связи с другим
3 принцип участия означает, что каждый специалист организации независимо от должности и выполняемых функций участвует в планировании
4 принцип непрерывности заключается в том, что планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного цикла
5 принцип гибкости состоит в придании планам и планированию способности изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств
|
|
6 принцип точности предполагает, что планы организации должны быть конкретизированными и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности организации
Существуют т.ж специфические принципы финансового планирования:
1 принцип соотношения сроков получения и использования средств - капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счёт долгосрочных заёмных средств
2 принцип платёжеспособности - планирование д/с должно постоянно обеспечивать платёжеспособность организации
3 принцип приспособленности к потребованиям рынка
4 принцип предельной рентабельности, т.е целесообразно выбирать те капитальные вложения, которые обеспечивают тех. рентабельность и д.р
Помимо принципов организация финансового планирования требует выбора методов планирования
МЕТОДЫ
1 Расчётно- аналитический - основан на анализе достигнутого уровня финансовых показателей и прогнозирования их уровня на будущей период. Этот метод применяется, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы. Таким методом определяют плановую потребность в амортизационных отчислениях, оборотных активах и др. показатели
2 Нормативный метод т.е потребность организации в финансовых ресурсах, источники их образования определяют на основе заранее установленных норм и нормативов. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др.
3 Балансовый метод, сущность в том, что благодаря балансу имеющиеся в наличии финансовые ресурсы приводит в соответствие с фактическими потребностями в них. Этот метод применяют при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов, составления квартального плана доходов и расходов и т.п
4 Метод оптимизации плановых решений предполагает составления нескольких вариантов плановых расчётов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критерий
5 Метод экономико-математического моделирования. Он позволяет дать количественную оценку взаимосвязям между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их численное значение. Данная взаимосвязь выражается через уравнения, графики, таблицы и др.
Перспективное планирование - исследование и разработка возможных путей развития финансов организации в перспективе в течении 3-х -5 лет, оно обеспечивает достижение высокой эффективности хозяйствования
Перспективным планом некоторые учёные считают бизнес-план. Он позволяет экономистам решать 4 основные задачи:
1 изучить ёмкость и перспективы будущего рынка сбыта
2 оценить затраты и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары и получать прибыль
3 обнаружить все трудности, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации
4 определить те показатели, по которым можно будет регулярно оценивать состояния дел
Ведущим финансовым планом в современных условиях является текущий план. Он разрабатывается на год, полугодие, квартал, месяц и представляет собой баланс доходов и расходов организации или его бюджет
Бизнесс-план состоит из ряда разделов:
- характеристика продукта
- оценка рынка сбыта
- организационный план
- юридический план
- оценка риска и страхование
- финансовый план
- стратегия финансирования
- резюме
2. Годовой финансовый план должен разрабатываться в несколько этапов. Начало этой работы обычно совпадает со сроками составления проекта бюджета республики (май-июнь года, предшествующего планируемому).
На втором этапе (в ноябре-декабре года предшествующего планируемому) уточняются ранее выполненные расчёты с учётом основных показателей плана экономического и социального развития народно-хозяйственного комплекса республики на планируемый год. Во внимании следует принять сведение о росте з/п и минимальной её уровне, изменяя индексов цен на материальные и топлевно-энергетические ресурсы, а также изменение налоговой, финансовой и финансово-кредитной политики правительства.
|
|
Финансовый план разрабатывается, обсуждается и утверждается в трудовом коллективе. В зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы организации труда право утверждать финансовый план предоставляется общему собранию трудового коллектива, акционерам либо учредителям организации, совету директоров или другому органу управления, уполномоченному в соответствии с уставом организации решать финансовые вопросы.
Финансовый план с расчётами к нему или выписка из финансового плана о размере финансовых ресурсов и платежах в бюджет должны сообщаться финансовому и налоговому органу по месту нахождения организации.
Формой финансового плана организации служит баланс доходов и расходов, включающий три раздела:
1. доходы от поступления средств
2. расходы и отчисления
3. взаимоотношения с бюджетом
Составление финансового плана предполагает включение в бюджет комплекса расчётов доходов и поступлений средств, расходов и отчислений, платежей в бюджет, а также разработку проверочной таблицы к финансовому плану для увязки между собой доходов, расходов и проверку финансового плана как свободного документа.
Выполненные расчёты по отдельным статьям доходов и расходов увязываются между собой путём составления шахматной таблицы. Её назначение в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить по направлениям доходы, а также сбалансировать доходы и расходы организации по принципу, когда на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы с учётом их целевого использования и очерёдности по статьям затрат.
Например, балансовая прибыль прежде всего направляется на уплату платежей в бюджет штрафов по хозяйственным договорам и финансовых санкций, а затем может быть использована на собственные нужды. Прирост устойчивых пассивов первоначально должен быть направлен на финансирование прироста, норматива собственных оборотных средств, а в оставшейся части оборотных средств - на другие расходы по смете фонда накопления. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами, банками и другими заёмными ресурсами.
|
|
3. Платёжный календарь - основной оперативный финансовый план. Он является самым эффективным и надёжным инструментом оперативного управления денежными потоками организации.
Основная цель разработки платёжного календаря: установление конкретных сроков поступления д/с и платежей организации и их доведение до исполнителей в форме плановых заданий.
Период планирования определяется организацией самостоятельно с учётом специфики деятельности и экономической целесообразности. Установленной формы нет. Наиболее распространённой формой является форма, имеющая два раздела.
1. Предстоящие расходы и платежи. Здесь указываются все расходы и платежи, проходящие через расчётный или другие счета в банке.
2. Предстоящие поступления д/с. Здесь указываются планируемые источники покрытия затрат: выручка от реализации, доходы от операций с ценными бумагами, поступления дебиторской задолженности, прочие доходы и поступления.
В платёжном календаре денежные расходы и поступления должны быть сбалансированны. Если на предстоящий период поступления средств превышают расходы, то в платёжнои календаре планируется излишек средств, т.е. денежных сбережений для последующего периода. Если планируемые расходы превышают ожидаемые поступления средств, то в платёжном календаре отражается недостаток д/с. В этом случае необходимо изыскать дополнительные источники средств.
Меры по сбалансированию расходов и поступлений:
- изыскание возможности отгрузки продукции на условиях предоплаты
- выездная торговля
- получения коммерческого кредита у поставщиков
- решение вопроса об отсрочке уплаты налогов (налогового кредита) и др.
4. Кассовый план - план оборота наличных д/с, определяющий поступления и выплаты наличных денег через кассу организации. Финансовая служба организации осуществляет контроль за движением наличных денег, соблюдением кассовой дисциплины. Своевременная выплата з/п и других причитающихся рабочим сумм характеризует состояние финансовых отношений между организацией и её трудовым коллективом, её платёжеспособность. Поэтому составление кассового плана и контроль за его выполнением имеют важное значение для организаций, которые выплачивают з/п через свои кассы.
Кассовый план составляется на квартал и состоит из 4-х разделов:
1) В нём указываются поступления наличных денег в кассу организации, кроме средств, получаемых в банке. Это торговая выручка, выручка от оказания услуг и др. поступления.
2) Указываются все расходы наличными деньгами - з/п, премии, командировочные расходы, хоз-операционные расходы и др.
3) Приводится расчёт суммы наличных денег, планируемых к получению в банке для выплаты з/п и на др. цели
4) Указываются сроки и суммы выплат наличными деньгами, согласованные с банком.
5. Бизнес-план - программа деятельности организации, обоснование её стратегий и тактических мер по их осуществлению. Бизнес-планы разрабатываются организациями для обоснования:
- текущего и перспективного планирования развития организации, выбора новых видов деятельности.
- возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заёмных средств.
- предложений по созданию совместных и иностранных организаций
- целесообразности оказания мер гос. поддержке.
В зависимости от целей составления бизнес-план может включать различное количество разделов (от 4 до 12). Обязательным является наличие финансового обоснования (прогноз финансово-хозяйственной деятельности, финансовый план, финансовые расчёты к нему).
Финансовые расчёты в составе бизнес-плана
1 Прогноз объёма реализации. Он выполняется на основе предыдущих разделов бизнес-плана и необходим для обоснования прогнозируемых сумм выручки.
Прогноз объёма реализации
Наименование продукции | Количество штук | Цена за 1 единицу в рублях | Сумма в рублях |
А Б В |
2 Таблица доходов и затрат. Показывает алгоритм определения чистой прибыли организации и её долю в выручке от реализации, т.е расчёт должен подтвердить доходность бизнеса.
Последовательность исчисления
выручка от реализации
-
косвенные налоги и отчисления
-
переменные издержки
=
переменная прибыль
-
постоянные издержки
=
прибыль от реализации продукции
+
финансовый результат от реализации иных ценностей и от в нереализованных операций
=
общая прибыль
-
льготируемая прибыль
=
налогооблагаемая прибыль
-
налоги из прибыли
=
прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
-
местные налоги
=
чистая прибыль
3 Баланс денежных расходов и поступлений. Этот документ призван подтвердить платёжеспособность организации. Цель разработки: обеспечение синхронности поступления д/с с расходами организации. По экономическому содержанию баланс денежных расходов и поступлений отражает движение всех денежных ресурсов организации.