Признаки классификации цен
Существует большое количество признаков, по которым осуществляется классификация цен. Однако твердых границ этих классификаций нет - одна и та же цена может одновременно относиться к нескольким группам цен. Цены можно разделить на следующие группы:
а) г руппировка цен в зависимости от степени их государственного регулирования;
б)группировка цен по способу получения информации;
в)группировка цен с учетом фактора времени;
г) г руппировка цен по способу их установления и фиксации;
д) группировка цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке товаров;
е)цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;
ж) цены используемые в учете и статистике.
Группировка цен в зависимости от степени их государственного регулирования.
Регулируемые цены формируются под влиянием колебаний спроса и предложения, но испытывают определенное лимитирующее воздействие государственных органов по ценообразованию, министерств и ведомств, ограничивающих рост или снижение цен в разной степени.
К регулируемым ценам относятся:
• предельные (пороговые, лимитные) цены - самые высокие цены, по которым можно продавать продукцию;
• гарантированные цены - единые для всех производителей цены, по которым закупается продукция, устанавливаемые в целях создания оптимальных экономических условий производства продукции;
• рекомендуемые цены - цены, которые предполагается устанавливать на тот или иной вид продукции, однако рекомендация не носит директивного, обязательного характера.
Свободные цены - это цены, которые свободно формируются только под влиянием изменения конъюнктуры рынка и не испытывают прямого государственного воздействия. Государственная политика находит в них свое косвенное отражение через воздействие на ситуацию на рынке и установление «правил игры» на рынке.
К свободным ценам относятся:
• цены спроса - цены, по которым потребители готовы приобретать товары;
• цены предложения - цены, по которым производители готовы продавать товар;
• цены производства - цены, определяемые на основе издержек производства плюс средняя прибыль.
Фиксируемые цены - это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которого возможно только в соответствии с решением государственных органов по ценообразованию. В условиях рыночной экономики круг товаров, на которые устанавливаются фиксированные цены, ограничен. Обычно фиксация цен осуществляется как временная мера, цель применения которой — поддержка социально незащищенных слоев населения или выход из кризисной ситуации, связанной с ростом инфляции.
Публикуемые цены - цены, сообщаемые в специальных источниках информации (государственных, официальных и частных). К публикуемым ценам относятся:
• справочные цены - цены, которые публикуются в статистических справочниках, экономических журналах, прейскурантах и каталогах;
• цены аукционов и торгов — максимально возможные цены на товары, предварительно осмотренные покупателем. Аукционы проводятся несколько раз в год. Аукционная цена в значительной степени подвержена влиянию изменения спроса и предложения и часто существенно завышена по сравнению с рыночной ценой товара;
• биржевые котировки - цены однородной стандартизованной продукции, продаваемой на бирже. Биржевые торги проводятся регулярно, на них продается массовая, взаимозаменяемая продукция.
Расчетные цены - цены, которые рассчитываются поставщиками продукции с учетом индивидуального заказа потребителей. Эти цены нуждаются в обосновании, пояснении и уточнении в момент заключения договора или контракта на поставку товара и чаще всего используются при определении цены на продукцию, выполненную по индивидуальным заказам.