Факторы возникновения теории социальной работы

Накопление человеком знаний о способах и формах совместной жизни, представлений о справедливости и несправедливости.

Интенсивная урбанизация в XIX-XX веках и, как следствие, тесное проживание больших масс людей в новых городских условиях. Появление новых социальных явлений: массовая безработица, проституция, детская беспризорность, производственная инвалидность и др.

Широкая борьба трудящихся за свои права в XIX веке. Разрушительный характер пролетарских революций активизировал поиски мирных, эволюционных путей к более справедливому общественному устройству.

Выросла роль социально-педагогической деятельности, опирающейся, с одной стороны на решение задач социального воспитания личности, развитие ее способности жить в коллективе, социуме, а с другой - на педагогизацию среды обитания индивида, целых общественных групп. Особенно в микрорайонах, поселке и др.

В современном мире созданию теории социальной работы способствовали такие факторы: осознание глобальных проблем человечества, развитие гуманистических традиций культуры, рост образованности и информированности населения, а также усложнение жизнедеятельности общества и человека.

Все это стимулировало создание теории социальной работы. При этом быль разработаны понятия: концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъективности человека.

Жизненный силы человека понимаются в качестве его способности к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциальные существа; способности к эффективному удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования во всех сферах жизни общества.

Жизненные силы человека представляются как единство индивидуальной и социальной субъективности.

ЖИЗНЕННЫЕ СИЛЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ

СУБЪЕКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТИВНОСТЬ

Индивидуальная субъектность понимается как способность человека удовлетворять и развивать свои многообразные потребности индивидуально-личностными средсвами.

Социальная субъектность - способность людей удовлетворять и развивать свои интересы и потребности с помощью социальных институтов, учреждений и организаций общества.

Предметом социальной работы (Теория соц. работы М.; 1994. С.11) являются закономерности становления и реализации жизненных сил, индивидуальной и социальной субъктности индивида и группы, а также механизмы сопряженности жизненных сил и средств их реализации.

МЕТОДЫ социальной биографии: история семей позволяет выделить механизмы трансляции любых компонентов процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентаций, жизненных позиций и т.д.).

Стратегия социальной политики должна быть ориентирована не на борьбу со следствиями, а прежде всего на преодоление причин, порождающих проблемы.

Социальные проблемы - это отношения между людьми, между людьми и их окружением ведущим к социальным действиям, нарушающим принятые ценности и нормы, становящимся причиной экономических и психоэмоциональных страданий.

Примеры социальных проблем: нужда и бедность; инвалидность и одинокая старость; этнические и национальные проблемы, дискриминация; социальные конфликты; кризисные и стрессовые ситуации; алкоголизм и наркомания; бездомность, преступность и правонарушения, жестокость и девиантное поведение.

Главной целью социальной работы считается «забота о благосостоянии и раскрытие возможностей личности, семьи, общества», социальную работу правомерно рассматривают как личностную службу помощи людям.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: