Принцип равноправия народов и права народов на самоопределение

Одним из наиболее значимых событий ХХ века, безусловно, стала ликвидация колониальной системы. Трудно представить современный мировой правопорядок, в основе которого не лежала бы норма о равноправии всех населяющих Землю народов и об их праве свободно устанавливать свой статус. Нельзя забывать о том, что именно нации как субъекты исторического процесса создали большинство современных государств, выступающих теперь на международной арене от их имени. Даже этимологически термин “международное право” содержит в себе указание именно на народы, а не на государства. Точно так же Устав ООН (если исходить из буквального толкования его текста) представляет собой соглашение народов и наций, а не государств.

Устав ООН (пункт 2 статьи 1) называет принцип равноправия и самоопределения народов основой дружественных отношений между нациями. Анализ этой нормы показывает также, что уважение данного принципа является одной из мер укрепления всеобщего мира. Необходимость создания мирных и дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов закреплена также в статье 55 Устава.

Декларация принципов 1970 года содержит целый ряд положений, составляющих правовое содержание рассматриваемого принципа. Во-первых, под равноправием и самоопределением необходимо понимать право каждого народа свободно и без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Во-вторых, каждое государство должно уважать соответствующее право того или иного народа и воздерживаться от любых действий, несовместимых с Уставом ООН. В-третьих, формами (способами) самоопределения Декларация называет: 1)создание суверенного и независимого государства; 2)свободное присоединение к независимому государству; 3)свободное объединение с независимым государством; 4)установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом. В-четвертых, осуществление права на самоопределение не должно сопровождаться расчленением или нарушением территориальной целостности суверенного государства. Наконец, должны существовать экономические гарантии права народа на самоопределение: возможность свободно распоряжаться природными ресурсами и другими принадлежащими ему материальными ценностями.

Большое значение для становления принципа равноправия народов и права народов на самоопределение имели такие документы, как Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года и Международные пакты о правах человека 1966 года. Последние, как уже было сказано, имеют силу международного договора. Следовательно, участники Пактов взяли на себя вполне конкретное обязательство воздерживаться от каких-либо действий, препятствующих праву народов на самоопределение или посягающих на их равноправие. Что касается Декларации 1960 года, то в ней был сформулирован ряд критериев, при помощи которых решается вопрос о правомерности вооруженной борьбы нации или народа за свою независимость.

В соответствии с Декларацией и возникшей на ее основе международной практикой, угнетаемые и зависимые народы имеют право вести вооруженную борьбу за свое освобождение при наличии определенных условий. В первую очередь необходимо установить факт колонизации в любой из ее форм. Признаками колонизации, в частности, являются неравноправие, дискриминация населения страны по национальному (расовому) признаку, лишение отдельных меньшинств права фактически участвовать в политической и культурной жизни страны, принудительная ассимиляция и др. Другим важнейшим условием является наличие у народа единого органа, возглавляющего сопротивление и поддерживаемого большей частью населения. Такой орган должен эффективно контролировать население и соответствующую территорию. Наконец, сама вооруженная борьба должна вестись народом в рамках международного права, в частности - с соблюдением законов и обычаев войны.

Все перечисленные положения привели к появлению в международном праве института признания нации или народа, ведущего борьбу за независимость, субъектом международного права (подробнее об этом - в главе - 5). Однако вооруженная борьба за независимость в целом нехарактерна для современных форм осуществления права на самоопределение. На практике широкое распространение привели такие формы самоопределения, как федерализм, различного рода национально-культурные автономии, добровольная ассимиляция и т.д.

Нужно иметь в виду, что появление рассматриваемого принципа было в первую очередь обусловлено существованием в середине прошлого века колониальной системы. Ликвидация колониализма была бы невозможна, если бы в международном праве отсутствовала соответствующая императивная норма. Принцип равноправия и самоопределения народов к моральной правоте колониальных народов в борьбе за свое освобождение прибавил юридическую правомерность такой борьбы. Поэтому позитивное влияние данного принципа на развитие международных отношений второй половины ХХ века очевидно. Вместе с тем, в нынешних политических реалиях необходимо по-новому взглянуть на проблему самоопределения народов и этнических меньшинств. Если 50-60 лет назад создание угнетаемыми и зависимыми народами суверенных государств позволяло обеспечить ряд фундаментальных прав и свобод личности, то сегодня наблюдается противоположная картина. Стремление отдельных народов на практике реализовать право на самоопределение приводит к массовым нарушениям прав человека. Достаточно сказать, что практически все акты международного терроризма осуществляются под флагом борьбы за независимость. Кроме этого, реализация народом права на самоопределение в наиболее радикальной форме (создание суверенного государства) неизбежно вступает в противоречие с принципами территориальной целостности и нерушимости границ. Не случайно Парижская хартия для новой Европы, подтверждая право народов распоряжаться своей судьбой в соответствии с Уставом ООН, упоминает о необходимости следовать и тем нормам международного права, которые относятся к территориальной целостности государств. Все это дает основание отдельным представителям международно-правовой науки отстаивать тезис о необходимости исключения из принципа равноправия народов и права народов на самоопределение второй его части. Если учесть, что государств в современном мире немногим более 200, а этносов - в десятки раз больше, сохранение упомянутого принципа в прежней форме действительно представляет угрозу для международного мира и безопасности. Поэтому толкование принципа равноправия и самоопределения народов постепенно эволюционирует в сторону нейтрализации содержащегося в нем деструктивного, дестабилизирующего потенциала.

Проблема заключается и в том, что в мире есть целый ряд достаточно больших наций с богатой историей и культурой, которые не имеют собственного государства (курды, уйгуры, татары и другие). В таких условиях представителям этих народов чрезвычайно трудно сохранять свою национальную самоидентификацию, развивать родной язык и культуру. При этом другие этносы представлены на политической карте мира более чем одним государством: корейцы, арабы и некоторые другие. У данной проблемы есть серьезный моральный аспект, не считаться с которым нельзя. С другой стороны, практически невозможно выработать исчерпывающие критерии, по которым одному этносу можно создавать суверенное государство, а другому - нет.

Представляется, что наиболее оптимальным решением проблемы было бы подчинение принципа равноправия и самоопределения народов принципу уважения прав и свобод человека, или даже поглощение первого вторым. Так называемые “коллективные” права человека (где он рассматривается как представитель определенного народа или этнической группы) в конечном счете призваны обеспечить интересы каждого индивида в отдельности. Именно такой подход заложен, в частности, в статье 27 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года. Все права и основные свободы принадлежат не самим национальным меньшинствам, а принадлежащим к ним лицам. Поэтому вопрос о праве того или иного народа на самоопределение должен ставиться в зависимость от того, насколько на практике соблюдаются права и свободы его представителей, проживающих в данном государстве. Если их правовой статус де-юре и де-факто не отличается от статуса представителей коренной (титульной) нации, можно говорить об отсутствии юридических оснований для самоопределения.

Контрольные вопросы

1.Что следует понимать под принципами международного права?

2.В каких источниках перечислены принципы международного права?

3.Назовите 10 основных принципов международного права.

4.Раскройте нормативное содержание каждого принципа.

5.В чем состоит содержание концепции “гуманитарной интервенции”?

6.Какие элементы включает в себя территориальная целостность государства?

7.Какие действия квалифицируются как акт агрессии?

8.Перечислите основные мирные средства разрешения международных споров.

Литература

Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международного права. Императивные нормы. - Тбилиси, 1982.

Бараташвили Д. И. Принцип суверенного равенства государств в международном праве. - М., 1978.

Волова Л. И. Нерушимость границ - новый принцип международного права. - Ростов-на-Дону, 1987.

Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. - М., 1995.

Колосов Ю. М. Международное право. - М., 2000.

Левин Д. Б. Принцип мирного разрешения международных споров. - М., 1977.

Менжинский В. И. Неприменение силы в международных отношениях. - М., 1976.

Сарсембаев М. А. Международное право. - Алматы, 1996.

Тиунов О. И. Принцип соблюдения международных обязательств. - М., 1979.

Ушаков Н. А. Невмешательство во внутренние дела государств. - М., 1971.

Черниченко С. В. Принцип самоопределения народов (современная интерпретация) // Московский журнал международного права. 1996. № 4.

Курс международного права. В семи томах. - Т. 2. - М., 1989.

Международное публичное право: Учебник // Отв. ред. К. А. Бекяшев. - М., 2004.

Сборник документов по международному праву. - Т. 1. - Алматы, 1998.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: