Тема 2. Канонические принципы обучения рисованию в древнем Египте

Постановка обучения рисованию в Древнем Египте полностью зависе­ла от общественного строя. Известно, что жизнь на земле египтяне рассматривали как временное явление. Поэтому фараон уже при жизни начинал строить себе гробницу, рассматривая ее как вечное жилище, которое художник должен украсить в соответствии с его саном.

Раскопки усыпальниц фараонов показали, что в Древнем Египте существовала специальная государственная организация, объединяющая большую группу мастеров, где главным был ведущий рисовальщик, выступавший в роли архитектора и строителя. Исследование раскопок говорит о том, что египтяне серьезное внимание уделяли подготовке мастеров и художников, в которых была большая потребность.

Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры, разработав специальный канон, который египтяне установили путем изучения и измерения, как всей фигуры, так и каждой ее части. Согласно этому канону единицей измере­ния служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра. Однако пропорциональные соотношения частей человеческого тела были составлены в Древнем Египте без учета характерных особенностей фигур детей и подростков. Художник изображал фигуры мужчины и жен­щины, взрослого и ребенка по одному и тому же канону, но разных размеров. В размерах фигур учитывались различия в социальном положении: фигура фараона или знатного человека рисовалась в несколько раз крупнее приближенного или раба. Предписаны были также все подробности изображения фигуры: ширина носа, глаз, рта, толщина руки в разных местах и т.д.

В Древнем Египте впервые создаются специальные художественные школы с системой обучения и четкой методикой преподавания ри­сунка. Ведущей школой была придворная школа архитекторов и скульпторов в Мемфисе. Сначала детей обучали грамоте, т.е. монументальному иероглифическому письму, которое было рисуноч­ным, Затем учили скорописи, которой писали литературные произведения, письма, деловые тексты и справочники. Изучали мифологию, иконографию, черчение, риторику, географию, математику и медици­ну.

При обучении рисунку большое внимание уделялось техническим при­емам отработки свободного движения руки, умению плавно и свободно на­носить контурные линии. Ученики, в основном, рисовали на глиняных досках и папирусе. При изображении человеческой фигуры глиняную поверхность доски рас­черчивали тонкими линиями на квадраты. В законченном рисунке эти клет­ки уничтожались разравниванием поверхности пальцем. На папирусе рисовали крас­кой тростниковым пером.

Обучая правилам рисования, учитель постоянно пользовался альбомами специальными методическими таблицами, раскрывая наглядно процесс изображения. При обучении рисунку изображение начиналось не с выявления общей формы, а с механической подготовки пропорциональных отсчетов, с разграфления поля клетками, куда было можно механически пририсовы­вать фигуры людей. Окончив школу, юноша должен был уметь измерить, нарисовать и начертить площадь поля, план помещения, вычертить схему канала.

Подводя итоги, можно сказать, что в Древнем Египте возникла и укрепилась школа, в которой обучение рисованию велось системати­чески со строжайшим соблюдением утвержденных канонов, их заучивании. Каноны облегчали изучение приемов изображения, но и сковывали художника, не давая возможности изобразить мир таким, каким он его видел. В этом заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения изобразительному искусству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: