При раскрытии данного вопроса лекции необходимо обратиться к самому определению процедуры «аккредитация».
Итак, под аккредитацией в международном праве понимается процесс наделения лица полномочиями представлять одно государство в другом, возглавляя дипломатическое представительство. В национальном праве под аккредитацией понимается процедура признания (подтверждения) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов (образовательных учреждений, научных организаций, медицинских учреждений, коммерческих банков и т.д.).
Из данных определений следует, что по своей природе процедура аккредитация является особой формой государственного регулирования, в рамках которой, специально уполномоченные органы государственной власти наделяют определенных субъектов особыми полномочиями.
По способу воздействия на субъекты, в отношении которых проводится аккредитация, можно говорить о наличии административного инструмента применяемого в данном процессе, что в свою очередь позволяет выделить данную процедуру в качестве самостоятельного института административного права.
|
|
Выделение аккредитации в качестве самостоятельной процедуры, подразумевает наличие механизма нормативно-правового регулирования возникающих, в этой связи общественных отношений, субъектами которых выступают с одной стороны государственные органы, а с другой органы (учреждения), претендующие на получение разрешения обладать особыми полномочиями.
При этом, следует сказать, что данные правоотношения, возникающие между государством и субъектами, претендующими на получение государственной аккредитации являются правоотношениями по вертикали, так как складываются в порядке государственного регулирования данной процедуры.
Для оптимизации этой процедуры, весьма важно выявить ее основные принципы. Действующее законодательство не содержит какого-либо о них упоминания. Вместе с тем, практикой аккредитации выработаны некие общие подходы, которые лежат в основе осуществления аккредитационной деятельности любого уполномоченного органа. Они в известной степени закреплены в самом законодательстве, без указания на них как на исходные начала такой деятельности.
В числе этих принципов можно выделить такие как:
- принцип возмездности (платности) за проведение аккредитации;
- принцип непередаваемости особых полномочий полученных в результате аккредитации другим лицам;
- принцип публичности;
- принцип законности;
Раскрывая особенности нормативно-правового регулирования данного вида деятельности необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует единый кодифицированный нормативно-правовой акт, регламентирующий процедуру аккредитации. Разрозненные подзаконные нормативно-правовые акты определяют данную процедуру для строго определенных видов деятельности, что безусловно, негативно сказывается на самом процессе аккредитации.
|
|
Анализ имеющихся нормативно-правовых актов регулирующих данную сферу общественных отношений позволяет выделить отдельные этапы данной процедуры, ее участников, порядок и сроки ее проведения, а также наступающие в связи с этим юридические последствия.
Одним из условий подачи заявления со стороны органа претендующего на проведение аккредитации, является предварительное положительное заключение аттестационной комиссии проводящей аттестацию в установленном законе порядке.
Это является наиболее важным и основным условием для начала проведения аккредитации со стороны государственных органов в числе которых выступают:
- министерства Российской Федерации;
- ведомственные отраслевые государственные органы управления;
- государственные органы управления образованные на территории субъектов Российской Федерации.
Помимо заявления подаваемого органом для проведения аккредитации в законодательстве определен перечень и иных документов, к которым относятся:
а) копия заключения аттестационной комиссии;
б) копия приказа о признании учреждения аттестованным;
в) копия лицензии на право ведения определенного вида деятельности.
Для проведения государственной аккредитации государственный (ведомственный государственный) орган управления создает аккредитационную комиссию (коллегию), в состав которой включаются представители органа управления субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления, профессиональных общественных организаций и объединений, а также, при необходимости, представители органа (службы), проводившего аттестацию данного учреждения.
Предметом и содержанием деятельности аккредитационной комиссии (коллегии) является установление типа, вида и категории конкретного учреждения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним.
При установлении государственного статуса учреждения в обязанности аккредитационной комиссии (коллегии), непосредственно входит рассмотрение следующих показателей:
а) уровень реализуемых задач в конкретной сфере— на основании заключения аттестационной комиссии;
б) направленность реализуемых задач — на основании анализа организационной структуры данного учреждения;
в) качество осуществляемой деятельности- на основании заключения аттестационной комиссии;
г) кадровое обеспечение: укомплектованность штатов, уровень квалификации руководящих,.работников — при определении вида учреждения в части превышения минимальных требований (контрольных лицензионных нормативов), предъявляемых к учреждению соответствующего типа;
д) информационно-техническое оснащение для реализации стоящих задач — при определении вида учреждения в части превышения минимальных требований, предъявляемых к учреждениям соответствующего типа;
е) медико-социальные условия сотрудников данного учреждения — в части превышения минимальных требований, предъявляемых к учреждениям соответствующего типа.
Дополнительно могут быть рассмотрены показатели, устанавливающие соответствие деятельности учреждения требованиям законодательства Российской Федерации и устава в части обеспечения в нем прав сотрудников учреждения.
После рассмотрения основных и дополнительных показателей государственный (ведомственный государственный) орган управления принимает решение о государственной аккредитации конкретного учреждения либо об отказе в государственной аккредитации на основании представления аккредитационной комиссии (коллегии).
|
|
Свидетельство о государственной аккредитации или уведомление, об отказе в государственной аккредитации с указанием причин отказа выдается (высылается) учреждению в 2-недельный срок после принятия соответствующего решения.
Законодательство также предусматривает отказ в государственной аккредитации при наличии определенных оснований предусмотренных положениями, правилами для конкретного вида деятельности.
Так, в частности основанием для отказа в государственной акккредитации является несоответствие заявленных в учредительных документах типа, вида, категории учреждения требованиям, предъявляемым к ним, применительно к средним показателям, установленным для подобного рода учреждений соответствующего типа, вида и категории на территории данного субъекта Российской Федерации.
Кроме того, необходимо добавить, что законодательно предусмотрена процедура пересмотра государственного статуса учреждения и проведения повторной государственной аккредитации основаниями для которой являются:
- заявление образовательного учреждения;
- отказ от прохождения (непрохождение) аттестации в установленные сроки;
- признание учреждения не аттестованным;
- представление органа, проводящего лицензирование, о несоответствии условий осуществления учреждением конкретной деятельности, предъявляемым к ней государственным и местным требованиям;
- решение общего собрания сотрудников учреждения о невыполнении руководством учреждения требований, предъявляемых со стороны государственных органов;
- официальное представление органа местного самоуправления или местного (муниципального) органа управления или государственной аттестационной службы субъекта Российской Федерации;
-официальное представление органа управления образованного в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, институт аккредитации несмотря на нормативную разобщенность имеет законодательное оформление и предусматривает определенные этапы реализации и контроля со стороны органов государственной власти Российской Федерации.
|
|
Литература:
1. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1998 г. № 1493 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания"
2. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. № 1323 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения"
3. Постановление Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N 514 "Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности"
4. Постановление Правительства РФ от 11 октября 1997 г. N 1291 "О государственной аккредитации научных организаций" (с изм. и доп. от 3 октября 2002 г.)
5. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. N 1419 "О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц"
6. Постановление Правительства РФ от 29 февраля 2000 г. N 176 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля" (с изм. и доп. от 22 января 2001 г., 3 октября 2002 г.)
7. Приказ Минобразования РФ от 3 июля 2001 г. N 2578 "Об утверждении Порядка рассмотрения документов при проведении государственной аккредитации высшего учебного заведения"
8. Приказ Минобразования РФ от 4 ноября 2000 г. N 3193 "О государственной аккредитации и аттестации образовательных учреждений и организаций"
9. Приказ Минобразования РФ от 6 декабря 2000 г. N 3532 "О государственной аккредитации и аттестации образовательных учреждений"