Не удовлетворяющие названным критериям стратегии подвержены высоким рискам.
Эффективное развитие компании предполагает гибкое реагирование на внешние изменения. При этом бизнес должен соответствовать и приспосабливаться к окружающей среде и одновременно конкурировать с другими компаниями, которые также стремятся адаптироваться к среде. Двойственный характер взаимоотношений компании со средой характеризуется следующими методами оценки стратегий.
На практике эффективное функционирование компании по отношению к внешней среде предопределяется масштабом бизнеса. Позицирование же компании относительно других компаний определяется его конкурентной позицией. Анализ первого аспекта обычно заключается в рассмотрении экономических и социальных условий на протяжении истории её развития и долгосрочных перспектив. Анализ второго аспекта фокусируется на выявлении различий между фирмами в данное время на рынке. На практике первый аспект стратегии определяется как генелогический, а второй - конкурентным.
Генелогические стратегии имеют дело с созданием социально значимой ценности. Они ставят вопрос, в какой мере создаваемые продукты или услуги оправдывают затраченные на них ресурсы. Конкурентные стратегии, напротив, предопределяют цели фирмы в получении определенной часть общественного богатства (ценностей) в качестве собственной прибыли. В табл. 1 приводятся различия между двумя понятиями.
Таблица 1
Генеологические и конкурентные преимущества
Показатели | Генеологические стратегии | Конкурентные стратегии |
Результативность | Социальная значимость для потребителя | Корпоративная значимость |
Показатели эффективности | Объемы продаж | Доход компании |
Стратегические цели | Адаптация к изменениям | Инновации, сдерживание конкурентов |
Инновационная стратегия | Определение рынка продуктов | Инновационные преимущества и непрерывное совершенствование |
Методология позицирования на рынке | Анализ отрасли и её перспективы | Сопоставление с конкурентами |
Понятие гармонии, или согласованности в перспективах развития компании предполагает, что в центре деятельности менеджмента находятся генеологические стратегии. Роль оценивающего стратегию аналитика сводится в данном случае к рассмотрению базовых критериев экономических взаимоотношений и определению достаточности имеющихся ресурсов для поддержания устойчивости применяемой стратегии.