Открытые школы Германии и Франции

ОТКРЫТАЯ ШКОЛА

Первые открытые школы появились в 70-е г. в Англии. Сейчас там известна школа им. Э.Лоу в Лондоне.

Жизнь школы выходит за пределы учебного учреждения. Учитель долго в классе не засиживается. Он всегда с детьми: советует, контролирует, поддерживает. Дети просто находятся в контакте с командой педагогов.

Учащиеся поделены по уровням: сильные, слабые, отстающие. Наиболее одаренные могут обучаться по программе старших классов. Группирование идет по математике, родному языку, по другим предметам - совместно. В школе нет привычного расписания уроков. Наставники и воспитанники вместе планируют темы ми время разных видов деятельности (интегрированный день). Свободный распорядок дня (можно полдня рисовать). Руководители школы считают, что свобода ребенка облегчает самовыражение.

Главное требование к учителю – учить в доступной форме. Главный метод обучения – открытый, т.е. все открывать самостоятельно.

Школьников охватывают глобальным воспитанием. Используется вертикальное или семейное группирование учащихся. В классы объединяют детей с разницей в возрасте до 2 лет, чтобы создать атмосферу доверия, опеки старшими младших.

Их сущность в том, что больше времени учителя и учащиеся проводят вне школы, изучая родной язык в редакциях газет, математику – в компьютерном центре, историю – в музеях, физик, химию – в лабораториях предприятий, общественные науки – в политклубах.

Характерные черты школ: опора на действия (отработка рационального поведения), опора на индивидуальность (диагностика индивидуальных потребностей, поиск условий применения), опора на культуру, опора на предмет (ремесла, выбор теоретических курсов), принцип исследования (вопросы решает сам ученик), по каждому предмету простые и сложные задания.

Школы в одноэтажных зданиях, с раздвижными стенами, залами для спортивных мероприятий, украшенных мозаикой. В первую половину дня – занятия по уровням, во вторую – по интересам.

Экспериментальные классы – «снежные» и «морские» – путешествия учащихся и учителей во время каникул с целью изучения природы, традиций, культуры быта населения других стран.

3. МОЛОДЕЖНАЯ АКАДЕМИЯ ЖИЗНИ «КЭРМИТ» ориентирована на помощь подросткам т 14-20 лет.

Идеяк онкретность, э мпатия, р азвитие, м илосердие, и ндивидуальность, т ворчество

Основные направления:

· профильная деятельность. Инструкторы академии проводят уроки-беседы, отвечают на вопросы.

· учебная деятельность (тренинги), в группах 10-12 человек, рассчитана на 2, 4, 6, 8 месяцев. 2 раза в неделю по 4 часа.

· терапевтическая (до 16 лиц) с приобщением профессионала-консультанта. Тренинг от зависимостей, чаще индивидуальные занятия.

· организация общения-обучения.

Вся академия работает на доверии. Ее члены без вмешательства взрослых проводят праздники, фотоконкурсы, конкурсы художников и поэтов. Совет академии находит средства для выпуска поэтических сборников, иллюстрированных детьми, выпускает газету «КЭРМИТ» один раз в полугодие.

4. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА «ГАЙДЕНС»

«Гайдн» - вести, руководить, направлять.

Внутришкольная служба, обязательно входящая в структуру образования США.

Главная цель – оказывать помощь личности в познании самой себя и окружающей среды, в выборе профессии, развитии своих способностей.

В состав службы входят:

· каунслер – главный специалист службы, который отвечает за посещение занятий учащимися. Специалист с высшим образованием, со стажем работы в школе от 2-5 лет, который обязательно получает дополнительное образование на 1-2 летних курсах по специальности «Гайденс».

· учителя-консультанты помогают каунслеру. Они получают дополнительную подготовку на 8-10 недельных курсах. Они подбирают литературу, устанавливают неформальные контакты со стеснительными детьми, с агрессивными. Тестируют детей, собирают информацию профессиях, устанавливают деловые контакты в общине.

· учителя «домашних комнат». Домашняя комната – это кабинет, который закреплен за группой учащихся и где они могут собираться там каждый день. Во время таких встреч (они специально планируются) проводят дискуссии, беседы, консультации (от 5 мин до 2 часов).

· школьный социальный работник занимается с небольшой группой детей, которые требуют помощи. У них отклоняющееся от нормы поведение. Симптомы такого поведения выявляют учителя, которые отправляют ребенка к каунслеру. По указаниям каунслера социальный работник проводит детальное обследование семьи, собирает сведения о поведении учащегося в школе и вне ее.

· функциями психолога является тестирование детей. Например, вопрос о выборе класса решается только после проведения батарейного тестирования. Также проводится индивидуальная, групповая психотерапия, консультирование учителей, родителей, каунслеров по вопросам психического развития ребенка.

· атташе по связям с органами юстиции – посредник между органами юстиции, семьей, школой. Он собирает сведения о правонарушителях, которые передаются в суд. Характеристика каунслером учащегося является решающей в судьбе.

· врач, медсестра

· руководители кружков и клубов

· ассистенты-секретари

Каждый из них должен соответствовать определенным требованиям и иметь свой круг обязанностей.

Служба «Гайденс» представляет собой комплекс подразделений:

1. Отдел «Измерения». Сбор информации о учащемся, систематизация, оценка, анализ, прогнозирование дальнейшего развития. При вступлении – на каждого досье.

ДОСЬЕ: результаты тестирований, наблюдений, рекомендации; состояние здоровья, успешность обучения, участие во внеклассной работе; данные о склонностях, способностях; информация о взаимоотношениях с родителями, окружающими; домашние условия жизни – социально-экономический уровень семьи, образование родителей, прибыль, район проживания, этническая принадлежность, язык, на котором говорят в семье.

2. Информационный отдел. Распространение информации, которая важна для учащихся. Работа индивидуально, в группах. Группы как по интересам, так и без. Профориентационная работа.

3. Отдел консультирования – интервью, собеседование.

4. Отдел «направление» - устройство на работу или обучение.

5. Отдел контроля – «обратная связь». Изучает, какова судьба выпускников, как они оценивают свою подготовку к жизни.

С 1977 г. ЮНЕСКО рекомендовало всем странам внедрять такие службы.

5. ШКОЛА СОЦИОТЕРАПИИ В ВАРШАВЕ – специальное учреждение по профилактике и воспитанию подростков, которые имеют трудности в социализации: постконфликтный стресс, алкогольная, наркотическая зависимость.

Школа работает с молодежью от 16-18 лет, в крайних случаях до 21 года (совершеннолетия).

Методика – больше психологии в общении, меньше поучений. Либеральная модель. В школе существует три нет: нет алкоголю и наркотикам; нет агрессии; нет уничтожению имущества.

Терапия проводится в группах от 3-10 человек: организуются группы по интересам: тематические – до 15 чел., клубные – до 12 чел., самодеятельные, профессиональные и специальные курсы – оплачиваемая работа.

Атмосфера школы: разрисованные подростками стены, самое простое оборудование, дым от сигарет в коридоре, шокирующий вид учащихся и учителей – все это создает особенное настроение и комфорт для подростков.

Через 10 лет при Школе был открыт Хостель-интернат для учащихся, которые ушли из дому вследствие конфликта с родителями, из-за неблагоприятных условий жизни.

Цель работы - избавиться от причин асоциального поведения, реализовать индивидуальную воспитательно-терапевтическую программу. Воспитанники выполняют все хозяйственные работы, готовят еду. Есть мастерские: столярная, автомобильная, художественная.

Администрация помогает в поиске работы. Одновременно могут проживать 12-14 чел. Время проживания 1 год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: