Основные категории дизайна

Основной метод дизайна. Художественно-образное моделирование объекта дизайн-проектирования посредством композиционного формообразования. Оно базируется на результатах анализа утилитарных и эстетических запросов и предпочтений определенных групп потребителей, с учетом ситуации и среды использования и восприятия объекта, а также анализа функции объекта (как средства предметного обеспечения соответствующих потребностей), конструкционных и отделочных материалов и технологии изготовления изделий, обусловленной возможностями конкретного предприятия.

Образ — идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.

Функция — работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.

Морфология — строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающими замысел дизайнера.

Технологическая форма — морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии.

Эстетическая ценность — особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.

7.2. Области дизайна [А10]

Промышленны[А11] й - дизайн промышленных товаров, конвейерно-потоковый массовый дизайн. Проектирование 3-х мерных объектов. Основная область дизайна, где наиболее полно применяются профессиональные навыки и опыт дизайнера, где от дизайнера требуется все его мастерство и даже больше.

Стайлинг "дизайн" [А12] - художественная адаптация уже готовой формы (интерьер-экстерьер) или улучшение технической части объекта.

Средовой дизайн [А13] - дизайн архитектурной среды (интерьер-экстерьер), услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, выставки и т.д.

Графический дизайн [А14] - проектирование символов-знаков, логотипов, услуги дизайнеров, проектирующих полиграфическую продукцию и т.д.

Паблиш-арт [А15] - так называемый народный (городской) дизайн. Процветает на западе. Нон-дизайн - организует процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения.

Сайнс-дизайн - научный дизайн.

Фито-дизайн - дизайн с применением, в основном, природных элементов, цветов и растений.

Web-дизайн [А16] - проектирование интернет серверов.

Рекламный дизайн [А17] - скорее коммерческое ремесло, основанное больше на достижении прибыли, чем на искусстве.

Футуро-дизайн [А18] - исторический дизайн и прогностический дизайн будущего.

Китч – примитивный кухонный "дизайн", в настоящее время определение носит оттенок пренебрежения и презрения. Этот стиль широко используется в современной рекламе, ориентированной на широкого (народного) потребителя. Слово появилось в 1860-1870-е годы в Германии (Мюнхене) и означало переделку старой мебели, обновление с оттенком обмана: продавать старое как новое. Вторая вероятная составляющая значения - английское слово sketch скетч ("набросок").

Один из словарей подробно объясняет этот источник: "Когда англо-американские покупатели не хотели дорого платить за картину, они требовали набросок, sketch.
Другие значения: коммерческое бытование (использование при описании китча слов "продажа", "распродажа", "сбывание"); негативная оценка (частое упоминание слов мусор, грязь, а также звукоподражание, в котором "шипящий звук символизирует преувеличенное неприятие"; подделка под что-либо ценное и новомодное.

Арт-дизайн - дизайн штучный, концептуальный, элитный. Информационный, программный дизайн

Психо-дизайн это наука адаптации интерьеров, архитектурных и ландшафтных форм под конкретного человека, его психологические особенности и потребности. Интерьер способен стимулировать и разрушать, настраивать на успех, покой или активность, снимать или усугублять внутренние проблемы человека, семьи, коллектива; активизировать творческий процесс, влиять на продажи. Создать индивидуальную дизайн-модель "под человека" можно только на основе объективной, научно обоснованной информации и методики, объединяющей принципы дизайна и психологии.

Средовой дизайн [А19] - дизайн архитектурной среды. Услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, шествия, обряды, выставки.

Поп-арт (pop art) [А20] - широкое художественное течение, охватившее в 1950-60-х все виды изобразительного искусства США, Великобритании и других западных стран. Отказавшись от элитарности и глубокомыслия абстрактного экспрессионизма, художники, работавшие в стиле поп-арт (в США Э.Уорхол, К.Олденбург, Р.Лихтенштейн и др.), избрали источником своего вдохновения массовую культуру: рекламу, комиксы, кино, джаз, иллюстрированные газеты и журналы и т.п.

Оп арт (optical art оптикал арт - оптическое искусство) - художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.


7.3. Композиция [А21]

Композиция [А22] (от латинского composition композицио) – означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Признаки композиции [А23]:

1. Понятие целостности:

o по форме;

o по тону;

o по цвету.

2. Наличие доминанты.

3. Уравновешенность.

Условия комфортности: [А24]

1. Присутствие в пространстве пятен разной размерности.

2. Наличие композиционного центра - специально выделенное место, которое обладает качествами, присущими только ему:

o благодаря размеру;

o выделение пятна на нюансе;

o выделение части фона в качестве композиционного центра.

3. Немонотонность ритма.

4. Сбалансированность выхода пятен в края композиции.

5. Неравное количество черного и белого.

Формы композиции. [А25]

1. Асимметрия

2. Открытая

Если вам необходимо показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать чем-либо, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Основные направления линий из центра.

3. Закрытая.

Для передачи чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по Фоме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.

4. Зеркальная

Типы композиции [А26]

1. Комбинированная

2. Ленточная

Виды композиции: [А27]

1. Фронтальная - имеет абсолютно плоскую форму, в которой глубина показана иллюзорно (картина) или плоская форма + барельеф - неглубокие фасады зданий.

2. Объемная - имеет три измерения, пространственные координаты (высота, ширина, глубина). Обозревается со всех сторон.

3. Глубинно - пространственная - складывается из материальных элементов. объемов, поверхностей и пространства, а так же интервалов между ними (улицы, площади, микрорайоны и т.д.).

Приемы композиции. [А28]

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства и закономерности композиции [А29]:

Средства композиции включают

1. Формат

o Горизонтальный (ландшафты, пейзажи)

o Вертикальный (портреты)

o квадрат

o произвольный формат (ромбы, витражи)

Чем меньше размер рисунка, тем больше пространства вокруг него!

2. Пространство

3. Композиционный центр[А30], его также называют смысловым и зрительным центром.

4. Равновесие - такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Зависит от распределения масс композиции относительно ее центра.

5. Ритм[А31] - чередование различных элементов, порядок сочетания линий, объемов и плоскостей. Свойственен не только движению, но и статическому предмету.
Ритм бывает: Спокойный и беспокойный (абстракция).

Ритм – чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

6. Контраст[А32] - резковыраженная противоположность (например: длинный - короткий, тонкий - толстый и т. д.). Контраст позволяет выделить композиционный центр (бывает тональный, ритмичный и т. д.). Отсутствие контраста влечет к маловыразительности.

7. Светотень[А33] - средство для показа объёма и пространства:

o падающая

o собственная

8. Цвет

9. Декоративность[А34]

10. Динамика - зрительное восприятие движения, стремительности формы.

Статика - состояние покоя, равновесия формы, устойчивость во всем ее строе.

Динамика + Статика = Целостность!!!

11. Симметрия [А35] (греч. соразмерность) - обеспечивает равновесие композиции.

Считалось одним из условий красоты. Пифагор считал самым совершенным - сферу. Симметрия воспринимается сразу.

В симметричной композиции люди и предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси изображения.

Асимметрия - принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого.

В ассиметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны.

12. Открытость

Закрытость (замкнутость)

13. Масштаб [А36] - масштабность - восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении их друг с другом.

14. Пропорции - равенство двух отношений

15. Нюанс - отношение форм незначительно различающихся своими свойствами, заглаживает монотонность и жесткость формы.

16. Перспектива [А37]

o Воздушная

o линейная

Закономерности:
[А38] Горизонтальные полосы снижают высоту.
Вертикальные полосы уменьшают ширину.

7.4. Теория дизайна - Цвет [А39]

Цветоведение [А40] - предмет, включающий в себя элементы физики, психологии, физиологии и теории искусства.

Цвет - один из признаков видимых нами предметов, осознанное нами ощущение, возникает в процессе поглощения и отражения волн.

Цвет служит средством общения. Цвет помогает торговать. Цвет - это сила, которая стимулирует продажи практически любого потребительского продукта. Профессионалы дизайна, графики и полиграфисты прекрасно знают, что цвет является ключевым фактором в процессе торговли, поскольку играет важную роль при принятии решения о покупке. Он пробуждает в покупателе целую вереницу эмоций, притягивающих его к тому или иному товару.

Систематизация цвета: [А41]

1. Ахроматические (от греч. бесцветный):

o белый

o оттенки серого (256 оттенков)

o черный

2. Хроматические - (от греч. цветной):

Интенсивный цвет [А42] зависит от насыщенности и светлости.

1. Хроматические делятся:

o теплые (желтый, оранжевый, красный)

o холодные (зеленый, синий, фиолетовый)

Пространственная особенность цвета:

1. Теплые цвета (желтый, оранжевый и самые светлые) приближают к зрителю.

2. Холодные цвета (синий, фиолетовый и самые темные) – отдаляют.

Линейная перспектива: при удалении теплые тона приобретают зеленоватый оттенок, а холодные остаются без изменения. Все цвета при отдалении становятся более светлыми и не такими насыщенными.

Цветовая гармония:

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценива­ют впечатления от взаимодействия двух или более цве­тов. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекатель­ного-непривлекательного. Подобные суждения постро­ены на личном мнении и не носят объективного харак­тера.

Гармония[А43] — это равновесие, симметрия сил. Последовательный и симультанный контрасты указыва­ют на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах, что цвета явля­ются гармоничными в том случае, если их смесь даёт белый цвет.

Типы контраста:
1. Контраст цветовых сопоставлений [А44] (более яркий по тону, более сближенный)
2. Контраст светлого и темного[А45]
3. Контраст холодного и теплого[А46]
4. Контраст дополнительных цветов[А47]
5. Симультанный [А48] контраст
6. Контраст цветового насыщения[А49]
7. Контраст цветового распространения[А50]

Контраст цветовых сопоставлений — самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.

Также как чёрный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и жёлтый, крас­ный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным цветовым контрастом.

Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчёркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы.

День и ночь, свет и тень. Эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще. Для художника белый и чёрный цвет является наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Белое и чёрное во всех отношениях противоположны, но между ними располо­жены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета.

Сущест­вует[А51] всего один максимально чёрный и один макси­мально белый цвет и бесконечное число светлых и тём­ных оттенков серого цвета, которые могут быть развёрнуты в непрерывную шкалу между белым и чёрным.

Характер холодных и тёплых цветов можно представить в таких со­поставлениях:

o холодный - тёплый

o теневой - солнечный

o прозрачный — непрозрачный

o успокаивающий - возбуждающий

o жидкий - густой

o воздушный - земной

o далёкий — близкий

o лёгкий - тяжёлый

o влажный - сухой.

Мы[А52] называем два цвета дополнительными, если их пиг­менты, будучи смешанными, дают нейтральный се­ро-чёрный цвет. Два дополнительных цвета противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. В цветовом круге на рисунке дополнительные цвета расположены диамет­рально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:

o жёлтый - фиолетовый

o жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый

o оранжевый — синий

o красно-оранжевый — сине-зелёный

o красный - зелёный

o красно-фиолетовый - жёлто-зелёный.

Дополнительны[А53] е цвета, в их пропорционально пра­вильном соотношении, придают произведению статиче­ски прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остаётся неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта ста­тистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи.

Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновре­менно, порождает его сам. Этот факт означает, что ос­новной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Си­мультанный контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности, возникают по одной и той же при­чине.

Говоря о «качестве цвета», мы имеем в виду его чистоту и насыщенность. Слова «контраст насыщения» фикси­руют противоположность между цветами насыщенны­ми, яркими и блёклыми, затемнёнными. Призматичес­кие цвета, полученные путём преломления белого све­та, являются цветами максимального насыщения или максимальной яркости. Едва только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою яркость. Насыщенный цвет может быть разбавлен благодаря до­бавлению к нему смеси чёрного и белого, то есть серого цвета. Едва только к насыщенному цвету добавляется серый, то получаются светлые, более светлые или более тёмные, но, во всяком случае, более блёклые тона, чем тон первоначального цвета. Подмешивание серого цве­та нейтрализует другие цвета и делает их «слепыми».

7.5. Теория дизайна – Шрифт [А54]

Шрифт[А55] (нем. schrift шрифт — письмо).

Термин "шрифт" имеет несколько значений:

o Совокупность букв, цифр и знаков определенного рисунка (стиля) и размера, служащая техническим средством воспроизведения речи.

o Комплект текстовых знаков для набора.

o Рисунок букв, цифр и знаков.

История[А56] мировой письменности знает четыре основных вида письма:

o Пиктографическое (картинное) — самое древнее письмо в виде рисунков (примитивных и весьма условных).

o Идеографическое (иероглифическое) — письмо эры ранней государст­венности и возникновения торговли. Знаки этого письма — идеограммы (иероглифы)

o Слоговое (слог обозначается одним письменным знаком) — письмо не­которых народов Индии.

o Буквенно-звуковое [А57] (фонематическое) — письмо, лежащее в основе пись­менности многих народов мира, языковая специфика которых нашла от­ражение в составе их алфавитов.

Основные элементы шрифта [А58]

1— кегль;

2— линия шрифта;

3— основной штрих;

4— соединительный штрих;

5— засечка;

6— верхний выносной элемент;

7— нижний выносной элемент;

8— внутрибуквенный просвет;

9— наплыв.

Кегль – размер шрифта; определяется расстоянием между верхним и нижним выносными элементами с учетом заплечиком. Иначе говоря, это величина площадки, на которой размещается знак буквы. Размер кегля определяется в пунктах. В основу измерений шрифтов положена система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и так называемая система Пика (англо-американская).

Воображаемая линия, проходящая по нижнему краю основного элемента символа, называется базовой линией. Литера как бы лежит на этой линии.

Начертание - комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания. Начертания шрифтов отличаются насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков. Наклонный шрифт образуется простым искажением (наклоном).

Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях и может меняться от светлой (Light лайт) до сверхжирной (Ultra Bold ультра болд).

Контрастность - один из основных признаков шрифта. Определяется отношением толщины соединительных и основных штрихов знаков.

Кернинг и трекинг, будучи атрибутами символов, характеризуют не сами символы, а расстояние между ними, т.е. межсимвольные пробелы. Они необходимы для улучшения зрительного восприятия текста.

Расстояние между строками (интерлиньяж) задается для всего абзаца. Общая высота строки равна кеглю самого крупного шрифта, использованного в ней, плюс небольшое расстояние. Это расстояние называется интерлиньяжем.

Шрифт[А59] должен соответствовать стилю и смыслу изображения. Торжественность, праздничность, лирический или героический мотив - все это должно находить свое отражение и в характере шрифта. Работу над композицией, включающей изобразительные и шрифтовые элементы, нужно обязательно начинать и вести одновременно по всем элементам. Надо постоянно помнить, что надпись и изображение - это части одного организма.

Контрформа[А60] - (белый незаполненный фон) так же важна, как и форма (знаки текста). Чем плотнее набор и меньше межбуквенные интервалы, тем актив­нее контрформа, тем ярче выглядит белый цвет внутрибуквенных пробелов, это обусловлено эффектом иррадации, когда светлые предметы на темном фоне кажутся больше и ярче.

Фирменный стиль [А61] - предусматривает совокупность художественных приемов, создающих единый характер подачи рекламных материалов, разработанных на базе оригинального графического дизайна.

Образующие элементы: [А62]

1. Логотип - словесный товарный знак

2. Графический товарный знак - стилизованный образ.

3. Фирменный блок (товарный знак + логотип)

4. Цветовая гамма

5. Фирменный шрифт

6. Модульная система верстки

7. Слоган (короткая фраза, девиз фирмы или товара).

8. Символ фирмы (эмблема) - определенный персонаж или графический образ

9. Носители фирменного стиля - бланк, конверт

10. Рекламная продукция [А63] и сувениры (может быть все что угодно: от календарика до рекламы на авто).

Композиционные требования к знаку. [А64]

1. Композиция закрытая

2. Силовые линии к центру

3. Равновесие между элементами

4. Четко определен ритм

5. Композиция знака - плотная

Форма знака. [А65]

1. Жесткая геометрическая

2. Аморфная (живая линия)

3. Шрифтовая

Гарнитура - это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов. Но в настоящее время термины "гарнитура" и "шрифт" часто употребляются как синонимы.

Несмотря[А66] на разнообразие шрифтов, большую их часть можно разделить на 4 группы: шрифты с засечками (антиква), шрифты без засечек (гротеск), декоративные и рукописные.

Все элементы в хорошем шрифте гармонично сочетаются, образуя настоящее произведение искусства, выполненное художником-графиком, и, таким образом, кроме прямого назначения - передачи информации - шрифты, использованные в публикации, являются элементом дизайна.

Так[А67] уж сложилось, что существует несколько стандартов шрифтов. Наиболее популярны шрифты корпорации Адоуб системз, разработавшей стандарт тайп 1, и Майкрософт корпоратион создавшей формат TrueType тру тайп. Оба стандарта имеют свои достоинства и недостатки, что привело к их параллельному сосуществованию.

[11]лекция

[А2]пункт

[А3]термин

[А4]термин

[А5]пункт

[А6]термин

[А7]термин

[А8]пункт

[А9]понятия

[А10]пункт

[А11]пром

[А12]стайлинг

[А13]сред

[А14]граф

[А15]паблиш

[А16]веб

[А17]рекламн

[А18]футуро

[А19]сред

[А20]поп

[А21]рункт

[А22]термин

[А23]признаки

[А24]условия

[А25]формы

[А26]типы

[А27]виды

[А28]приемы

[А29]средства

[А30]3

[А31]5

[А32]6

[А33]7

[А34]9

[А35]11

[А36]13

[А37]16

[А38]закономерности

[А39]пункт

[А40]термин

[А41]систем

[А42]цвет

[А43]термин

[А44]рисунок

[А45]рисунок

[А46]рисунок

[А47]рисунок

[А48]рисунок

[А49]рисунок

[А50]рисунок

[А51]рисунок

[А52]рисунок

[А53]рисунок

[А54]пункт

[А55]шрифт

[А56]виды

[А57]рисунок

[А58]рисунок

[А59]рисунок

[А60]рисунок

[А61]рисунок

[А62]элементы

[А63]рисунок

[А64]требования

[А65]форма

[А66]рисунок

[А67]шрифты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: