Основной метод дизайна. Художественно-образное моделирование объекта дизайн-проектирования посредством композиционного формообразования. Оно базируется на результатах анализа утилитарных и эстетических запросов и предпочтений определенных групп потребителей, с учетом ситуации и среды использования и восприятия объекта, а также анализа функции объекта (как средства предметного обеспечения соответствующих потребностей), конструкционных и отделочных материалов и технологии изготовления изделий, обусловленной возможностями конкретного предприятия.
Образ — идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.
Функция — работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.
Морфология — строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающими замысел дизайнера.
Технологическая форма — морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии.
Эстетическая ценность — особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.
7.2. Области дизайна [А10]
Промышленны[А11] й - дизайн промышленных товаров, конвейерно-потоковый массовый дизайн. Проектирование 3-х мерных объектов. Основная область дизайна, где наиболее полно применяются профессиональные навыки и опыт дизайнера, где от дизайнера требуется все его мастерство и даже больше.
Стайлинг "дизайн" [А12] - художественная адаптация уже готовой формы (интерьер-экстерьер) или улучшение технической части объекта.
Средовой дизайн [А13] - дизайн архитектурной среды (интерьер-экстерьер), услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, выставки и т.д.
Графический дизайн [А14] - проектирование символов-знаков, логотипов, услуги дизайнеров, проектирующих полиграфическую продукцию и т.д.
Паблиш-арт [А15] - так называемый народный (городской) дизайн. Процветает на западе. Нон-дизайн - организует процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения.
Сайнс-дизайн - научный дизайн.
Фито-дизайн - дизайн с применением, в основном, природных элементов, цветов и растений.
Web-дизайн [А16] - проектирование интернет серверов.
Рекламный дизайн [А17] - скорее коммерческое ремесло, основанное больше на достижении прибыли, чем на искусстве.
Футуро-дизайн [А18] - исторический дизайн и прогностический дизайн будущего.
Китч – примитивный кухонный "дизайн", в настоящее время определение носит оттенок пренебрежения и презрения. Этот стиль широко используется в современной рекламе, ориентированной на широкого (народного) потребителя. Слово появилось в 1860-1870-е годы в Германии (Мюнхене) и означало переделку старой мебели, обновление с оттенком обмана: продавать старое как новое. Вторая вероятная составляющая значения - английское слово sketch скетч ("набросок").
Один из словарей подробно объясняет этот источник: "Когда англо-американские покупатели не хотели дорого платить за картину, они требовали набросок, sketch.
Другие значения: коммерческое бытование (использование при описании китча слов "продажа", "распродажа", "сбывание"); негативная оценка (частое упоминание слов мусор, грязь, а также звукоподражание, в котором "шипящий звук символизирует преувеличенное неприятие"; подделка под что-либо ценное и новомодное.
Арт-дизайн - дизайн штучный, концептуальный, элитный. Информационный, программный дизайн
Психо-дизайн это наука адаптации интерьеров, архитектурных и ландшафтных форм под конкретного человека, его психологические особенности и потребности. Интерьер способен стимулировать и разрушать, настраивать на успех, покой или активность, снимать или усугублять внутренние проблемы человека, семьи, коллектива; активизировать творческий процесс, влиять на продажи. Создать индивидуальную дизайн-модель "под человека" можно только на основе объективной, научно обоснованной информации и методики, объединяющей принципы дизайна и психологии.
Средовой дизайн [А19] - дизайн архитектурной среды. Услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, шествия, обряды, выставки.
Поп-арт (pop art) [А20] - широкое художественное течение, охватившее в 1950-60-х все виды изобразительного искусства США, Великобритании и других западных стран. Отказавшись от элитарности и глубокомыслия абстрактного экспрессионизма, художники, работавшие в стиле поп-арт (в США Э.Уорхол, К.Олденбург, Р.Лихтенштейн и др.), избрали источником своего вдохновения массовую культуру: рекламу, комиксы, кино, джаз, иллюстрированные газеты и журналы и т.п.
Оп арт (optical art оптикал арт - оптическое искусство) - художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.
7.3. Композиция [А21]
Композиция [А22] (от латинского composition композицио) – означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Признаки композиции [А23]:
1. Понятие целостности:
o по форме;
o по тону;
o по цвету.
2. Наличие доминанты.
3. Уравновешенность.
Условия комфортности: [А24]
1. Присутствие в пространстве пятен разной размерности.
2. Наличие композиционного центра - специально выделенное место, которое обладает качествами, присущими только ему:
o благодаря размеру;
o выделение пятна на нюансе;
o выделение части фона в качестве композиционного центра.
3. Немонотонность ритма.
4. Сбалансированность выхода пятен в края композиции.
5. Неравное количество черного и белого.
Формы композиции. [А25]
1. Асимметрия
2. Открытая
Если вам необходимо показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать чем-либо, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Основные направления линий из центра.
3. Закрытая.
Для передачи чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по Фоме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.
4. Зеркальная
Типы композиции [А26]
1. Комбинированная
2. Ленточная
Виды композиции: [А27]
1. Фронтальная - имеет абсолютно плоскую форму, в которой глубина показана иллюзорно (картина) или плоская форма + барельеф - неглубокие фасады зданий.
2. Объемная - имеет три измерения, пространственные координаты (высота, ширина, глубина). Обозревается со всех сторон.
3. Глубинно - пространственная - складывается из материальных элементов. объемов, поверхностей и пространства, а так же интервалов между ними (улицы, площади, микрорайоны и т.д.).
Приемы композиции. [А28]
К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства и закономерности композиции [А29]:
Средства композиции включают
1. Формат
o Горизонтальный (ландшафты, пейзажи)
o Вертикальный (портреты)
o квадрат
o произвольный формат (ромбы, витражи)
Чем меньше размер рисунка, тем больше пространства вокруг него!
2. Пространство
3. Композиционный центр[А30], его также называют смысловым и зрительным центром.
4. Равновесие - такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Зависит от распределения масс композиции относительно ее центра.
5. Ритм[А31] - чередование различных элементов, порядок сочетания линий, объемов и плоскостей. Свойственен не только движению, но и статическому предмету.
Ритм бывает: Спокойный и беспокойный (абстракция).
Ритм – чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
6. Контраст[А32] - резковыраженная противоположность (например: длинный - короткий, тонкий - толстый и т. д.). Контраст позволяет выделить композиционный центр (бывает тональный, ритмичный и т. д.). Отсутствие контраста влечет к маловыразительности.
7. Светотень[А33] - средство для показа объёма и пространства:
o падающая
o собственная
8. Цвет
9. Декоративность[А34]
10. Динамика - зрительное восприятие движения, стремительности формы.
Статика - состояние покоя, равновесия формы, устойчивость во всем ее строе.
Динамика + Статика = Целостность!!!
11. Симметрия [А35] (греч. соразмерность) - обеспечивает равновесие композиции.
Считалось одним из условий красоты. Пифагор считал самым совершенным - сферу. Симметрия воспринимается сразу.
В симметричной композиции люди и предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси изображения.
Асимметрия - принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого.
В ассиметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны.
12. Открытость
Закрытость (замкнутость)
13. Масштаб [А36] - масштабность - восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении их друг с другом.
14. Пропорции - равенство двух отношений
15. Нюанс - отношение форм незначительно различающихся своими свойствами, заглаживает монотонность и жесткость формы.
16. Перспектива [А37]
o Воздушная
o линейная
Закономерности:
[А38] Горизонтальные полосы снижают высоту.
Вертикальные полосы уменьшают ширину.
7.4. Теория дизайна - Цвет [А39]
Цветоведение [А40] - предмет, включающий в себя элементы физики, психологии, физиологии и теории искусства.
Цвет - один из признаков видимых нами предметов, осознанное нами ощущение, возникает в процессе поглощения и отражения волн.
Цвет служит средством общения. Цвет помогает торговать. Цвет - это сила, которая стимулирует продажи практически любого потребительского продукта. Профессионалы дизайна, графики и полиграфисты прекрасно знают, что цвет является ключевым фактором в процессе торговли, поскольку играет важную роль при принятии решения о покупке. Он пробуждает в покупателе целую вереницу эмоций, притягивающих его к тому или иному товару.
Систематизация цвета: [А41]
1. Ахроматические (от греч. бесцветный):
o белый
o оттенки серого (256 оттенков)
o черный
2. Хроматические - (от греч. цветной):
Интенсивный цвет [А42] зависит от насыщенности и светлости.
1. Хроматические делятся:
o теплые (желтый, оранжевый, красный)
o холодные (зеленый, синий, фиолетовый)
Пространственная особенность цвета:
1. Теплые цвета (желтый, оранжевый и самые светлые) приближают к зрителю.
2. Холодные цвета (синий, фиолетовый и самые темные) – отдаляют.
Линейная перспектива: при удалении теплые тона приобретают зеленоватый оттенок, а холодные остаются без изменения. Все цвета при отдалении становятся более светлыми и не такими насыщенными.
Цветовая гармония:
Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.
Гармония[А43] — это равновесие, симметрия сил. Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах, что цвета являются гармоничными в том случае, если их смесь даёт белый цвет.
Типы контраста:
1. Контраст цветовых сопоставлений [А44] (более яркий по тону, более сближенный)
2. Контраст светлого и темного[А45]
3. Контраст холодного и теплого[А46]
4. Контраст дополнительных цветов[А47]
5. Симультанный [А48] контраст
6. Контраст цветового насыщения[А49]
7. Контраст цветового распространения[А50]
Контраст цветовых сопоставлений — самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.
Также как чёрный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и жёлтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным цветовым контрастом.
Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчёркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы.
День и ночь, свет и тень. Эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще. Для художника белый и чёрный цвет является наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Белое и чёрное во всех отношениях противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета.
Существует[А51] всего один максимально чёрный и один максимально белый цвет и бесконечное число светлых и тёмных оттенков серого цвета, которые могут быть развёрнуты в непрерывную шкалу между белым и чёрным.
Характер холодных и тёплых цветов можно представить в таких сопоставлениях:
o холодный - тёплый
o теневой - солнечный
o прозрачный — непрозрачный
o успокаивающий - возбуждающий
o жидкий - густой
o воздушный - земной
o далёкий — близкий
o лёгкий - тяжёлый
o влажный - сухой.
Мы[А52] называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. Два дополнительных цвета противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. В цветовом круге на рисунке дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:
o жёлтый - фиолетовый
o жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый
o оранжевый — синий
o красно-оранжевый — сине-зелёный
o красный - зелёный
o красно-фиолетовый - жёлто-зелёный.
Дополнительны[А53] е цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остаётся неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта статистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи.
Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно, порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Симультанный контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности, возникают по одной и той же причине.
Говоря о «качестве цвета», мы имеем в виду его чистоту и насыщенность. Слова «контраст насыщения» фиксируют противоположность между цветами насыщенными, яркими и блёклыми, затемнёнными. Призматические цвета, полученные путём преломления белого света, являются цветами максимального насыщения или максимальной яркости. Едва только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою яркость. Насыщенный цвет может быть разбавлен благодаря добавлению к нему смеси чёрного и белого, то есть серого цвета. Едва только к насыщенному цвету добавляется серый, то получаются светлые, более светлые или более тёмные, но, во всяком случае, более блёклые тона, чем тон первоначального цвета. Подмешивание серого цвета нейтрализует другие цвета и делает их «слепыми».
7.5. Теория дизайна – Шрифт [А54]
Шрифт[А55] (нем. schrift шрифт — письмо).
Термин "шрифт" имеет несколько значений:
o Совокупность букв, цифр и знаков определенного рисунка (стиля) и размера, служащая техническим средством воспроизведения речи.
o Комплект текстовых знаков для набора.
o Рисунок букв, цифр и знаков.
История[А56] мировой письменности знает четыре основных вида письма:
o Пиктографическое (картинное) — самое древнее письмо в виде рисунков (примитивных и весьма условных).
o Идеографическое (иероглифическое) — письмо эры ранней государственности и возникновения торговли. Знаки этого письма — идеограммы (иероглифы)
o Слоговое (слог обозначается одним письменным знаком) — письмо некоторых народов Индии.
o Буквенно-звуковое [А57] (фонематическое) — письмо, лежащее в основе письменности многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение в составе их алфавитов.
Основные элементы шрифта [А58]
1— кегль;
2— линия шрифта;
3— основной штрих;
4— соединительный штрих;
5— засечка;
6— верхний выносной элемент;
7— нижний выносной элемент;
8— внутрибуквенный просвет;
9— наплыв.
Кегль – размер шрифта; определяется расстоянием между верхним и нижним выносными элементами с учетом заплечиком. Иначе говоря, это величина площадки, на которой размещается знак буквы. Размер кегля определяется в пунктах. В основу измерений шрифтов положена система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и так называемая система Пика (англо-американская).
Воображаемая линия, проходящая по нижнему краю основного элемента символа, называется базовой линией. Литера как бы лежит на этой линии.
Начертание - комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания. Начертания шрифтов отличаются насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков. Наклонный шрифт образуется простым искажением (наклоном).
Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях и может меняться от светлой (Light лайт) до сверхжирной (Ultra Bold ультра болд).
Контрастность - один из основных признаков шрифта. Определяется отношением толщины соединительных и основных штрихов знаков.
Кернинг и трекинг, будучи атрибутами символов, характеризуют не сами символы, а расстояние между ними, т.е. межсимвольные пробелы. Они необходимы для улучшения зрительного восприятия текста.
Расстояние между строками (интерлиньяж) задается для всего абзаца. Общая высота строки равна кеглю самого крупного шрифта, использованного в ней, плюс небольшое расстояние. Это расстояние называется интерлиньяжем.
Шрифт[А59] должен соответствовать стилю и смыслу изображения. Торжественность, праздничность, лирический или героический мотив - все это должно находить свое отражение и в характере шрифта. Работу над композицией, включающей изобразительные и шрифтовые элементы, нужно обязательно начинать и вести одновременно по всем элементам. Надо постоянно помнить, что надпись и изображение - это части одного организма.
Контрформа[А60] - (белый незаполненный фон) так же важна, как и форма (знаки текста). Чем плотнее набор и меньше межбуквенные интервалы, тем активнее контрформа, тем ярче выглядит белый цвет внутрибуквенных пробелов, это обусловлено эффектом иррадации, когда светлые предметы на темном фоне кажутся больше и ярче.
Фирменный стиль [А61] - предусматривает совокупность художественных приемов, создающих единый характер подачи рекламных материалов, разработанных на базе оригинального графического дизайна.
Образующие элементы: [А62]
1. Логотип - словесный товарный знак
2. Графический товарный знак - стилизованный образ.
3. Фирменный блок (товарный знак + логотип)
4. Цветовая гамма
5. Фирменный шрифт
6. Модульная система верстки
7. Слоган (короткая фраза, девиз фирмы или товара).
8. Символ фирмы (эмблема) - определенный персонаж или графический образ
9. Носители фирменного стиля - бланк, конверт
10. Рекламная продукция [А63] и сувениры (может быть все что угодно: от календарика до рекламы на авто).
Композиционные требования к знаку. [А64]
1. Композиция закрытая
2. Силовые линии к центру
3. Равновесие между элементами
4. Четко определен ритм
5. Композиция знака - плотная
Форма знака. [А65]
1. Жесткая геометрическая
2. Аморфная (живая линия)
3. Шрифтовая
Гарнитура - это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов. Но в настоящее время термины "гарнитура" и "шрифт" часто употребляются как синонимы.
Несмотря[А66] на разнообразие шрифтов, большую их часть можно разделить на 4 группы: шрифты с засечками (антиква), шрифты без засечек (гротеск), декоративные и рукописные.
Все элементы в хорошем шрифте гармонично сочетаются, образуя настоящее произведение искусства, выполненное художником-графиком, и, таким образом, кроме прямого назначения - передачи информации - шрифты, использованные в публикации, являются элементом дизайна.
Так[А67] уж сложилось, что существует несколько стандартов шрифтов. Наиболее популярны шрифты корпорации Адоуб системз, разработавшей стандарт тайп 1, и Майкрософт корпоратион создавшей формат TrueType тру тайп. Оба стандарта имеют свои достоинства и недостатки, что привело к их параллельному сосуществованию.
[11]лекция
[А2]пункт
[А3]термин
[А4]термин
[А5]пункт
[А6]термин
[А7]термин
[А8]пункт
[А9]понятия
[А10]пункт
[А11]пром
[А12]стайлинг
[А13]сред
[А14]граф
[А15]паблиш
[А16]веб
[А17]рекламн
[А18]футуро
[А19]сред
[А20]поп
[А21]рункт
[А22]термин
[А23]признаки
[А24]условия
[А25]формы
[А26]типы
[А27]виды
[А28]приемы
[А29]средства
[А30]3
[А31]5
[А32]6
[А33]7
[А34]9
[А35]11
[А36]13
[А37]16
[А38]закономерности
[А39]пункт
[А40]термин
[А41]систем
[А42]цвет
[А43]термин
[А44]рисунок
[А45]рисунок
[А46]рисунок
[А47]рисунок
[А48]рисунок
[А49]рисунок
[А50]рисунок
[А51]рисунок
[А52]рисунок
[А53]рисунок
[А54]пункт
[А55]шрифт
[А56]виды
[А57]рисунок
[А58]рисунок
[А59]рисунок
[А60]рисунок
[А61]рисунок
[А62]элементы
[А63]рисунок
[А64]требования
[А65]форма
[А66]рисунок
[А67]шрифты