Принятие налоговыми органами решений по актам проверок

Перечень и содержание документов, оформляемых в результате налоговой проверки

Проверки обособленных подразделений юридических лиц, лиц, заключивших договор простого товарищества, хозяйственных групп, а также плательщиков, уплачивающих налоги в централизованном порядке

Проверка обособленного подразделения юридического лица (далее - филиал) проводится инспекцией МНС, на учете в которой числится филиал, представляющий расчеты по налогам. При этом предписание выдается на проверку юридического лица в части уплаты налогов по деятельности филиала. Акт или справка проверки составляется в 3 экземплярах, подписывается проверяющим, руководителем и бухгалтером филиала и вручается проверяющим руководителю филиала, а также в течение 2 рабочих дней направляется руководителю юридического лица, образовавшего филиал.

Возражения по акту проверки принимаются от юридического лица, образовавшего филиал, либо от руководителя филиала юридического лица при наличии соответствующих полномочий. Решение по акту проверки принимается в отношении юридического лица в части деятельности филиала и вручается под роспись представителю юридического лица, а также руководителю филиала юридического лица при наличии соответствующих полномочий.

В инспекцию МНС по месту нахождения на учете юридического лица, образовавшего филиал, инспекцией МНС, проводившей проверку филиала, в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения по акту проверки направляется сообщение о проверке филиала с приложением копии акта (справки) проверки, копии возражений юридического лица по акту проверки, а также копии решения по акту проверки.

После погашения сумм налогов, доначисленных по акту проверки филиала юридического лица, и исчисленной пени в течение 5 рабочих дней с даты погашения указанных сумм инспекцией МНС, проводившей проверку, направляется информационное письмо инспекции МНС по месту нахождения на учете юридического лица, образовавшего филиал, о размерах взысканных сумм. Инспекция МНС по месту нахождения на учете юридического лица полученные документы по акту проверки филиала юридического лица приобщает в дело проверок юридического лица. Информация о выявленных нарушениях при проведении проверки юридического лица, расходы по содержанию которого включаются в состав затрат его филиалов, направляется в инспекцию МНС по месту постановки на учет филиала.

Проверка правильности исчисления и перечисления налогов по договорам простого товарищества осуществляется налоговым органом, на учете в котором состоит участник, которому поручены ведение бухгалтерского и (или) налогового учета и расчеты с бюджетом по совместной деятельности или получающий выручку от такой деятельности.

Проверка правильности исчисления и перечисления налогов по деятельности хозяйственных групп осуществляется налоговым органом, в котором на учете состоит головная организация (центральная компания) либо участник хозяйственной группы, который в соответствии с законодательством или договором наделен полномочиями по ведению дел этой группы.

Акт (справка) проверки и решение по акту проверки вручаются лицу, на которое возложено ведение дел по совместной деятельности или которое получает выручку от этой деятельности до ее распределения, либо представителю головной организации (центральной компании), на которого в соответствии с законодательством или договором возложены полномочия по ведению дел этой группы.

В случае установления централизованного порядка уплаты налогов одним юридическим лицом за других юридических лиц (далее - плательщик (иное обязанное лицо) налогов в централизованном порядке) инспекции МНС по месту постановки на учет этих юридических лиц в актах проверок выделяют отдельный раздел, в котором указываются вносимые по акту проверки изменения налоговой базы по налогам, уплачиваемым в централизованном порядке. В течение 5 рабочих дней с даты вынесения решения по акту проверки копия акта проверки высылается инспекции МНС по месту нахождения на учете плательщика (иного обязанного лица) налогов в централизованном порядке.

Инспекция МНС при проверке плательщика (иного обязанного лица) налогов в централизованном порядке на основании поступивших актов проверок от других инспекций МНС определяет занижения (завышения) сумм централизованно уплаченных налогов.

Для проверки юридических лиц, за которые уплачивались налоги в централизованном порядке и которые не проверены к началу проверки плательщика (иного обязанного лица) налогов в централизованном порядке, инспекциям МНС по месту нахождения их на учете направляется письмо о проведении выездных комплексных проверок. Комплексная проверка указанных юридических лиц должна производиться безотлагательно для направления акта проверки инспекции МНС по месту нахождения на учете плательщика (иного обязанного лица) налогов в централизованном порядке в течение 30 календарных дней с даты получения письма.

Акт (справка) проверки плательщика (иного обязанного лица) налогов в централизованном порядке, решение по акту проверки вручаются руководителю (его уполномоченному заместителю) юридического лица, осуществлявшего уплату налогов в централизованном порядке.

По итогам проверки проверяющими составляется акт или справка.

Акт (справка) выездной проверки – документ, содержа­щий систематизированные данные о результатах проверки.

Акт, как правило, состоит из нескольких частей:

В первой части акта, во введении, указываются общие сведе­ния о проверенном плательщике, физи­ческом лице, в том числе:

- основание назначения проверки, дата и номер предписа­ния на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

- даты начала и завершения проверки (в случае перерывов указывается их период), а также место составления акта про­верки;

- должности, фамилии и инициалы лиц, обязанных в соот­ветствии с настоящей Инструкцией подписать акт проверки (физическое лицо, руководитель организации, главный бухгал­тер (бухгалтер), имеющие право подписи в банке и налоговых декларациях (расчетах), представляемых налоговым органам, в порядке, установленном законодательством, с указанием пе­риода их работы на занимаемых должностях в проверяемом пе­риоде, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;

- наименование, место нахождения и подчиненность прове­ряемого плательщика (иного обязанного лица), фамилия, имя, отчество, местожительство проверяемого индивидуального предпринимателя (иного физического лица), их учетный номер плательщика (иного обязанного лица), реквизиты текущего (расчетного) банковского счета;

- наличие книги учета проверок (ревизий), а также инфор­мация о произведенной в ней записи о данной проверке;

- кем и когда были проведены предыдущие проверки со­блюдения налогового и(или) иного законодательства по анало­гичной тематике, какие принимались меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства (сведения о послед­ней предшествующей комплексной проверке и тематических проверках, проведенных в проверяемом периоде);

- какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

- иные сведения (формирование уставного фонда, наличие специальных разрешений (лицензий) и т.д.).

Во второй части акта, состоящей из двух разделов, излага­ется информация о выявленных нарушениях.

В первом разделе отражается информация о нарушении плательщиком установ­ленного порядка исчисления и уплаты налогов.

Во втором разделе этой части акта излагаются выявленные факты наруше­ния плательщиком требований иных актов законодательства.

При изложении выявленных нарушений в обязательном по­рядке отражаются следующие сведения:

- характер, место, время совершен­ного правонарушения, акты законодательства, требования ко­торых нарушены, ответственность за данный вид нарушения, установленная законодательством;

- факты сокрытия или несвоевременной уплаты налогов, сборов (пошлин), прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления от­четности;

- размер причиненного вреда и другие последствия выявленных нарушений;

- иные сведения, необходимые для рассмотрения материа­лов о совершенных налоговых и (или) иных правонарушениях.

В третьей, итоговой, части акта проверяющие отражают:

- итоговые суммы налогов, не уплаченных (переплаченных) пла­тельщиком;

- суммы экономи­ческих санкций за допущенные нарушения;

- требова­ния по устранению плательщиком до­пущенных нарушений налогового и(или) иного законодатель­ства.

- фамилии, имя, от­чество лиц, действия (бездействие) которых повлекли наруше­ния налогового и(или) иного законодательства.

Суммы налогов и пени, причитающиеся к уплате по резуль­татам проверки, в случае их неуплаты плательщиком–организацией в добровольном порядке подлежат бесспорному взысканию налоговым органом, начи­ная со дня, следующего за днем вручения (направления) реше­ния плательщику.

В изложении акта должны быть соблюдены объективность, ясность и точность описания выявленных фактов.

Акт проверки должен содер­жать только те факты нарушения налогового законодательства, которые надлежащим образом подтверждаются доказатель­ствами, собранными проверяющими. Указываются факты нарушений с указа­нием пункта и статьи нормативных правовых актов, которые были нарушены.

Если в ходе проверки возникают вопросы, подлежащие методологическому разъяснению со стороны уполномоченных на это министерств и иных органов государственного управления, то в акте проверки делается за ­ пись об обращении в эти ор­ганы за разъяснением.

Послеполучения письменного разъяснения по возникшему вопросуи при условии, что, согласно полученному разъясне­нию,организация или физическое лицо допустили нарушение законодательства, к акту проверки составляется дополнение с вынесениемрешения.

Если в результате выездной проверки не установлено нарушений плательщиком налогового и иного законо­дательства, то составляется справка выездной проверки.

Припроведении тематической проверки сос ­ тавляется акт проверки.

Акт (справка)выездной проверки должен быть составлен не позднее 5 рабочих дней с даты заверше­нияпроверки (заисключением актов рейдовых проверок).

Днемсоставления акта (справки) проверки считается день подписания акта(справки) проверяющими и плательщиком при условии, что плательщик не уклонялся от под ­ писания акта(справки) проверки либо день вручения (направ­ления заказнойпочтой с уведомлением) акта проверки платель­щикудля озна­комления и подписания, о чем делается соответствующая за­пись на первом экземпляре акта (справки).

Акты (справки) подписываются проверяющими и платель­щиком руководителем главным бухгалтером. Подписание акта (справки) проверки производится в помещении налогового ор­гана, должностные лица которого производили проверку.

По истечении 5 рабочих дней со дня вручения акта проверки плательщику при отсутствии его письменных возражений, а при наличии возражений - на следующий день после составления по ним заключения начальником отдела предоставляется руководителю налогового органа проекта решения по акту проверки.

При наличии в действиях (бездействиях) лица, в отношении которого составлен акт проверки, либо должностных и иных лиц состава административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении, который с материалами дела направляется в суд или передается руководителю налогового органа. Руководителем налогового органа выносится постановление по делу об административном правонарушении или постановление по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом, включая индивидуального предпринимателя.

В случаях, когда в соответствии с законодательством протокол об административном правонарушении не составляется, выносится постановление о наложении административного взыскания.

Решение по акту проверки, как правило, состоит из следующих частей:

- вводной. В ней указываются дата, место, каким органом и на основании каких материалов проверки принимается решение;

- описательной. Отражаются выявленные в ходе проверки нарушения с указанием актов законодательства, требования которых нарушены;

- резолютивной. В ней отражаются суммы предъявленных и подлежащих уплате налогов и пеней.

По актам выездных тематических проверок по вопросу возврата (зачета) налога на добавленную стоимость и (или) акцизов выносится решение.

Основанием для вынесения решения по акту проверки является наличие выявленных и отраженных в разделе втором акта нарушений налогового законодательства, повлекших доначисление (уменьшение) налогов и (или) начисление пени.

После принятия налоговым органом решения по акту проверки в инспекцию МНС, на учете в которой находится проверенный плательщик, не позднее 5 рабочих дней с даты вручения решения плательщику направляются возражения плательщика и заключение по возражению для приобщения указанных документов к ранее высланному экземпляру акта проверки. В делах налоговых органов остаются копии либо экземпляр акта проверки со всеми приложениями, возражения плательщика, заключения по возражению, решение, выписка из акта проверки.

Расчет пени за неисполнение налогового обязательства в установленные сроки за период, прошедший между датой составления акта проверки и датой уплаты (взыскания) суммы налога, сбора (пошлины), включая день уплаты (взыскания), производится отделом учета, анализа и взыскания платежей инспекции МНС, на учете в которой находится проверенный плательщик.

Налоговый орган извещается об уплате (взыскании) плательщиком доначисленных сумм налогов, пени, наложении административного взыскания и исполнении постановления о наложении административного взыскания.

Решение по акту проверки в течение 5 дней со дня его принятия вручается лично под расписку плательщику или передается иным способом, позволяющим установить дату его получения плательщиком. Если указанными способами решение плательщику вручить не представляется возможным, решение направляется по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по месту нахождения плательщика-организации или по месту жительства плательщика - индивидуального предпринимателя либо инспекции МНС, на налоговом учете в которой находится плательщик, для обеспечения вручения решения плательщику.

Решение по акту проверки составляется на листах бумаги формата А4 с заверением подписи руководителя налогового органа гербовой печатью, как правило, в 3 экземплярах, из которых:

- первый - вручается (передается, направляется) плательщику;

- второй - направляется отделу контроля за уплатой платежей;

- третий - приобщается к акту проверки вместе с актом проверки и материалами, связанными с проведением проверки, рассмотрением жалоб плательщика и вынесением решения по акту проверки.

Решения по акту проверки регистрируются в журнале учета решений, который ведется в приемной налогового органа.

Справки проверок не позднее рабочего дня, следующего за днем их составления, учитываются в журнале учета проверок, ведущемся в отделах налогового органа, и являются основанием для отражения в отчетности, составляемой налоговыми органами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: