НОСТИ
ЛИЧ
РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОЙ
РЕАЛИЗАЦИЯ СВОИХ
целей, СПОСОБНОСТЕЙ,
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ: (1967 г.)
/ГАРМОНИЯ СИММЕТРИЯ ПОРЯДОК, КРАСОТА /
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (1968 г.)
/ЗНАТЬ УМЕТЬ ПОНИМАТЬ ИССЛЕДОВАТЬ/
ПОТРЕБНОСТЬ УВАЖЕНИЯ (ПОЧИТАНИЯ):
/КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХОВ,
ОДОБРЕНИЕ, ПРИЗНАНИЕ. АВТОРИТЕТ/
С ЛЮДЬМИ, БЫТЬ ПРИЗНАННЫМ И ПРИНЯТЫМ ИМИ /
ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ:
/ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ЗАЩИЩЁННЫМ, ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХА И НЕУДАЧ, ОТ АГРЕССИВНОСТИ/
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ) ПОТРЕБНОСТИ:
/ ГОЛОД, ЖАЖДА, ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ И ДРУГИЕ/
Рис Пирамида (иерархия) человеческих потребностей (по Маслоу)
Самоактуализация (самореализация, самовыражение, самоутверждение) – это полное использование и реализация способностей, таланта, потенциала личности, самоосуществление.
Самостоятельные личности составляют от 5 до 30% нашей популяции. Среди самоактуализирующихся – 100%.
Характеристики самоактуализировавшейся личности (Маслоу):
|
|
· они смотрят на жизнь более реально и свободно (без стереотипов);
· они не слишком эмоциональны и более объективны;
· они умеют находить удовольствие в жизни, несмотря ни на что;
· они не позволяют страхам, иллюзорным надеждам (мечтам), психологической защите разрушить те представления, которые они вынесли из своих наблюдений (они реалистичны и умеют отделить реалии от самообмана);
· они полностью отдают себя работе или делу;
· они креативны (творческие), непосредственны, смелы, упорно стремятся к реализации своих способностей и упорно работают для этого.
А. Маслоу считал, что актуализация потребностей более высокого уровня происходит после того, как в основном удовлетворены потребности нижележащих уровней (примерно на 25%).
Теория приобретаемых потребностей - Дэвида МакКлелланда:
1) потребность во власти (еще не есть способность властвовать);
2) потребность в успехе – это основное богатство страны, ее национальное достояние;
3) потребность в избежании неудач. Аткинсон ввел понятие «потребность в избежании неудач».
Потребность в успехе складывается в возрасте от 3-13 лет и формируется как под воздействием родителей, так и внешней среды.
Условия достижения успеха [Трощий А. Р.]:
· желание;
· уверенность;
· старание.
Люди с высокой мотивацией успеха предпочитают иметь мгновенную обратную связь (надежную). Эта потребность соотносится (коррелирует), согласно исследованиям, с потребностью добиться высокого статуса и богатства.
МакКлелланд утверждал, что потребностям в достижении можно научиться (сформировать их). Потребности в достижении (Ach) являются приобретенными и зависят от культуры общества и способностей к научению.
|
|
Люди с высоким уровнем «Ach» не желают работать в коллективе и брать на себя ответственность за его деятельность, предпочитают быть индивидуальными, предпочитают средний уровень трудности задач и разумный риск.
Женщины и мужчины по-разному понимают (воспринимают) успех. Женщинам чаще всего важнее:
· чувство выполненного долга, профессиональный рост, интересная работа и близкие межличностные отношения;
Мужчины более склонны к конкуренции, чем женщины. Они придают значение заработку, личному (индивидуальному) успеху – карьере, рвутся в лидеры, хотят власти, придают значение мотивации.
Если у человека мало успехов в жизни, его преследуют неудачи, то у него появляется состояние, которое называется «выученной беспомощностью», возникают невротическая тревога, депрессия, возможны психосоматические заболевания, расстройства + возможна генерализация «выученной беспомощности», т.е. распространение чувства, что «Я не смогу» на все сферы жизни.
Двухфакторная теория мотивация Фредерика Герцберга
Во второй половине 50-х гг. Герцберг брал интервью у работников. По результатам опроса он разделил факторы на 2 группы. Факторы условий труда не мотивируют, не побуждают к труду, но являются условием отсутствия неудовлетворённости, а факторы-мотиваторы побуждают к труду.
Факторы условий труда (гигиенические) – внешние | Факторы -МОТИВАТОРЫ – внутренние |
Не влияют на удовлетворенность трудом следующие элементы: 1) способ управления и степень непосредственного контроля; 2) политика администрации и фирмы; 3) условия труда; 4) межличностные отношения; 5) заработок; 6) неуверенность или уверенность в стабильности рабочего места; 7) влияние работы на личную жизнь. | 1) профессиональные достижения и признание успеха; 2) интерес к работе; 3) ответственность (самостоятельность); 4) продвижение по службе; 5) возможность профессионального роста, повышение квалификации. |
Теория трех факторов Клейтона Альдерфера или ERG-теория:
1) потребности существования;
2) потребности социальные (в отношениях);
3) потребности роста или развития (в самоактуализации).
Название ERG (или ARG) происходит от слов:
· existence – экзистенциальные;
· relatedness (relation) – социальные;
· growth – развитие.
В отличие от Маслоу, Альдерфер отрицал иерархическое строение потребностей и необходимость их последовательного удовлетворения. Альдерфер считал, что если удовлетворение более высоких потребностей блокировано, то возникает стремление к более полному и частому удовлетворению нижележащих потребностей.
Процессуальные теории
· выявляют процессы, которые приводят к желательному поведению;
· позволяют понять, как поведение индивида получает импульс, направляется, поддерживается и прекращается;
· выявляют зависимость поведения от его последствий;
· позволяют понять, почему происходит повторение определенных действий индивида.
К процессуальным теориям относятся теории:
Теория ожидания Виктора Врума:
На трудовое поведение влияют:
· ожидание результата работы;
· ожидаемые вознаграждения.
Мотив является функцией от затрат и результатов труда, вознаграждения и валентности.
М=(З→Р)*(Р→Возн.)*Валентность, т.е. ожидания должны оправдываться.
Валентность – сила притягательности вознаграждения, его привлекательность.
В практике управления, согласно этой теории, нужно:
· добиваться соответствия затрат труда и результата;
· добиваться очевидности и наглядности этой связи;
· обеспечивать соответствие вознаграждения результатам труда;
· выяснять, действительно ли вознаграждение притягательно для исполнителя.
·
Теория справедливости Стейси Адамса:
|
|
Мое вознаграждение = Ваше вознаграждение
Мои затраты труда Ваши затраты труда
Мое вознаграждение = Ваше вознаграждение
Мой вклад Ваш вклад
Если вы вкладываете больше, а получаете меньше, то вы будете чувствовать себя обиженным и эксплуатируемым, а я себя – эксплуатирующим и виноватым. Эксплуататор будет избавляться от чувства вины, переоценивая свои и недооценивая чужие трудовые вклады, – чтобы оправдать существующее распределение дохода.
«Давай на 20% больше, чем ждешь от них в ответ, чтобы скорректировать субъективную ошибку». (Лайнус Полинг, 1962 г.).
Три возможные реакции на несправедливость:
- Люди могут одобрять и принимать свое приниженное положение, т.е. считать, что они больше не стоят.
- Могут требовать компенсации, изводить и даже обманывать своих эксплуататоров.
- Если ничего не помогает, то они могут попытаться восстановить справедливость с помощью возмездия (саботаж, продажа информации).
Во многих социально-экономических системах справедливость достигается через баланс «вклада – дохода».
В межличностных отношениях принцип справедливости трансформировался в принцип равноценности обмена.
М1+И1+Э1 = М2+И2+Э2, где
М – материальная отдача друг другу; материальное содержание обмена;
И – информация, которой люди обмениваются друг с другом (самый дорогой товар в рыночной экономике);
Э – эмоции, которыми мы обмениваемся.
Если этого нет, то возникает игра «в одни ворота», которая партнёра не устраивает.
Но существует и другой принцип взаимоотношений между людьми, корректирующий принцип равноценности обмена - принцип социальной ответственности, означающий ответственность членов общества перед теми людьми, которые по объективным причинам не могут о себе позаботиться (малым, старым, больным, жертвам военных конфликтов, катастроф). Организация берет шефство над школами, детскими домами, помогает пенсионерам, больницам, культуре, образованию. Она улучшает свой имидж.
Теория справедливости и ожидания Портера–Лоулера:
Пять переменных теории:
|
|
1) затраченные усилия;
2) их восприятие;
3) результаты;
4) вознаграждение;
5) степень удовлетворения.
Они считали, что результаты зависят от:
· затраченных усилий;
· способностей и характера;
· понимания своей роли в процессе труда.
Затрачиваемые усилия зависят от:
· ценности вознаграждения;
· справедливости оценки труда;
· уверенности в существовании прямой связи между затрачиваемыми усилиями и вознаграждением (т.е. справедливости в оценке труда).
Достижение результата может принести 2 вида вознаграждения:
· внутренние – чувство гордости, выполненного долга и т.п.;
· внешние – премия, похвала, заработная плата, повышение в должности.
Эти 2 вида вознаграждения дают чувство удовлетворения.
ИХ ВЫВОД: результативный труд сам по себе ведет к удовлетворению и потому может стать мотивом (труд как мотив означает: работа ради работы, а не зарплаты).
Теория подкрепления или усиления мотивации Б. Ф. Скиннера (он был бихевиористом)
Бихевиористы укладывают всё поведение в формулу «Стимул–Реакция», т. е. считают, что поведение является реакцией на внешние стимулы. Внутренние факторы в расчёт не принимаются (ни врождённые, ни приобретённые – потребности, интересы, характер и т.п.)
Оперантное научение – научение, начинающееся с действий над окружающей средой (от слова операция).