Основы административно-правового статуса граждан

Развитие института прав человека и гражданина

Субъекты административного права

Тема 4. Граждане как субъекты административного права

(зачетных единиц - 0,1; часов - 3).

План:

1. Субъекты административного права.

2. Развитие института прав человека и гражданина.

3. Основы административно-правового статуса граждан.

4. Права и обязанности граждан как субъектов административного права.

5. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.

6. Юридические гарантии прав граждан. Способы защиты прав граждан.

Субъектами административного права являются физические лица или их объединения (организации), которые в соответствии с законодательством могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих отношений. Для этого они должны обладать административной правосубъектностью, то есть установленной и охраняемой государством возможностью иметь административно-правовые права и обязанности и нести юридическую ответственность за их практическую реализацию в сфере государственного управления.

Субъекты могут быть индивидуальными и коллективными.

Индивидуальные – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные и муниципальные служащие, лица, занимающие государственные должности РФ, лица, занимающие выборные должности в органах местного самоуправления, должностные лица.

Коллективные субъекты: различного рода объединения граждан, государственные и негосударственные организации, общественные объединения, религиозные объединения, коммерческие организации, некоммерческие организации, органы исполнительной власти, структурные подразделения, органы местного самоуправления и т.д.

Три юридических «кита», по образному выражению С.С. Алексеева, составляют основу цивилизованной человеческой системы: права и свободы человека, приоритет частного права, независимое и сильное правосудие.

Ключевой момент теории и практики правового государства и его конечная цель состоит в утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений (взаимных прав и обязанностей) между публичной властью и подвластными ей лицами как субъектами права, в признании и надлежащем гарантировании формального равенства и свободы всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина. (В.С. Нерсесянц).

Таким образом, тема «Гражданин и исполнительная власть» является частью темы «Права человека и государственная власть», но основные способы реализации прав человека и гражданина находятся именно в ведении исполнительной власти.

В литературе отмечается, что на конституционно-правовом уровне российское законодательство соответствует международным стандартам и основным требованиям Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в действие в России с 5 мая 1998, но проблемы возникают на уровне понимания, толкования и применения.

Основные этапы развития института прав и свобод человека и гражданина:

1. этап – связан с провозглашением более 200 лет назад (1789 г.) Декларации прав человека и гражданина, когда были провозглашены политические и гражданские права (в большей мере касающиеся взаимоотношений человека с законодательной властью).

2. этап – ХХ век – второе поколение прав – социально-экономические права (право на труд, образование, социальное обеспечение), для их реализации нужны были государственные мероприятия материального и юридического характера, (в большей мере это отношения граждан и исполнительной власти).

В западной доктрине эта деятельность носит название «позитивные услуги», а сами органы – публичные службы.

3. этап – современный, характеризуется возрастанием роли и значения обеспечения и защиты прав и роли международного права в развитии и охране прав человека, а также расширением способов обеспечения и охраны прав граждан (следовательно, возрастает роль судебной власти).

Соответственно этим этапам изменяется трактовка прав и свобод. От неотчуждаемых естественных прав, стоящих над законом, через субъективное, позитивное право (пожалованное, октроированное государством) к слиянию этих понятий, признанию незыблемости и священности неотъемлемых прав человека, и обязанности государства их охранять.

Значение института прав и свобод человека и гражданина для административного права. Само административное право обязано своим появлением именно институту прав и свобод, а также обязанностей человека. Первоначальнопубличное управление – это управление делами города (когда личные права еще не были так развиты, а свобода состояла главным образом в праве участия граждан (!) в государственном управлении).

На следующем этапе - полицейское право феодального государства, где человек – подвластный объект управления, государство – властный субъект управления.

(Интересно - соответствующие параграфы в дореволюционном учебнике административного права А.И. Елистратова называются: «Положение обывателя в полицейском государстве» и «Положение личности в правовом государстве»).

Административное право в результате буржуазных революций, признавшее человека гражданином государства, а государство – объединением граждан, его контрагентом в их отношениях, предусмотрело возможность защиты прав человека от нарушения со стороны самого же государства и его организаций.

Социальное правовое государство признает, что правовое закрепление, обеспечение и защита прав и законных интересов – основная цель государства.

(Интересно: по выражению В.С. Нерсесянца, «история прав человека – это история очеловечивания людей»).

Концепция современного сервисного государства предполагает, что государство осуществляет публичный менеджмент, государственный аппарат находится на службе у граждан как налогоплательщиков, его основное предназначение – оказывать публичные услуги гражданам.

Понятие правового статуса в теории государства и права относится к дискуссионным. Споры касаются как самого понятия, так и элементов состава (структуры).

Общепризнанным является, что правовой статус личности – это гарантированные государством и закрепленные в нормах права свободы, права и обязанности личности. Выделяются следующие основные понятия:

1. структура (элементы) правового статуса;

2. содержание (видовая принадлежность, то есть, отраслевые права и обязанности);

3. механизм реализации (гарантии).

По отраслевой принадлежности выделяют конституционно-правовой статус, административно-правовой, гражданско-правовой и др. Конституционный статус является основой всех иных видов отраслевых статусов. Статус личности и гражданина не отождествляется. В статьях Конституции РФ различаются термины «каждый» и «гражданин».

Административно-правовой статус определяют как права, свободы и обязанности граждан в области государственного управления, закрепленные и гарантированные государством в нормах административного права. Он является юридическим закреплением отношений между государством и человеком или его объединениями в области государственного управления. Таким образом, административно-правовой статус – это положение гражданина в отношениях с исполнительной властью (и другими субъектами), осуществляющими государственное управление.

Роль государственно-властного субъекта выражается в следующем:

- издание правовых актов, влияющих на содержание статуса;

- организация исполнения законов, имеющих непосредственное отношение к реализации статуса;

- содействие гражданам в реализации их прав;

- осуществление охраны прав и свобод граждан.

Административно-правовые отношения могут складываться в связи со следующими факторами:

1. с реализацией гражданами принадлежащих им прав;

2. с выполнением гражданами их обязанностей;

3. в связи с нарушением государством или его органами прав и законных интересов граждан;

4. в связи с нарушением гражданами их обязанностей.

Ключевыми элементами административно-правового статуса являются права и обязанности, свободы. Дискуссии касаются гражданства, правоспособности, дееспособности, гарантий. Например, является ли гражданство элементом или условием возникновения статуса?

Содержание административно-правового статуса: отраслевая право - и дееспособность, комплекс прав и обязанностей, установленных нормами административного права.

Административная правоспособность – признаваемая законодательством возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности, возникает с момента рождения и прекращается со смертью гражданина.

Административная правоспособность не может быть отчуждаема и передаваема.

Временное ограничение возможно в случаях и в порядке, предусмотренных законом (например, права охоты или права управления транспортным средством). Режим чрезвычайного положения предусматривает возможность ограничения правоспособности в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении.

Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом. В ней концентрируются те юридические права и обязанности, которыми может обладать человек, однако, это не значит, что он реально обладает ими. Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.

Административная дееспособность – это признанная нормами административного права способность своими осознанными действиями приобретать и осуществлять юридические права и обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.

В отличие от правоспособности момент возникновения четко и единообразно не установлен. В полном объеме наступает с 18 лет, но осуществление отдельных прав может быть обусловлено возрастом. Например, административная ответственность наступает с 16 лет, дисциплинарная – с 14 лет, право на пенсию – с 60 лет. Школьники обладают определенными правами и обязанностями в учебном процессе, могут самостоятельно обратиться за медицинской помощью или с жалобой на нарушение своих прав в комиссию по делам несовершеннолетних, к Уполномоченному по правам ребенка и т.д.

Факторы, влияющие на содержание и объем дееспособности:

возраст, пол, (например, обязанность служить в армии для мужчин с 18 лет); состояние здоровья (например, для получения водительских прав); родство или свойство (запрет совместной службы родственников); брак, религиозные убеждения (альтернативная служба); законопослушность субъектов (для получения разрешения на приобретение оружия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: