Отметим, что при СБ,ТАК, военных конфликтах происходит информационно-психологическое воздействие на людей. Чаще всего происходит одновременное воздействие многих поражающих факторов источников ЧС на окружающие объекты. При этом справедливо говорить о комбинированном воздействии на объекты (комбинированном поражении людей).
Все ЧС удобно подразделять по характеру их происхождения и по масштабам последствий, причиняемых ими.
Все ЧС по характеру источника их происхождения подразделяют на:
– ЧС природного характера;
– ЧС техногенного характера;
– ЧС биолого-социального характера;
– ЧС военного характера
По масштабам охвата территории и др. последствий ЧС можно классифицировать как:
– локальная (зона ЧС не выходит за пределы территории объекта экономики (организации);
– муниципальная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или одной из частей территории города);
– межмуниципальная (зона ЧС затрагивает территории двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию);
– региональная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ);
– межрегиональная (зона ЧС затрагивает территории двух и более субъектов РФ);
– федеральная (зона ЧС не выходит за пределы территории РФ).
Подобная классификация ЧС установлена Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 г. №304 (см. табл 1).
Табл. 1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера[†]
Наименование ЧС | Критерии оценки ЧС | Силы и средства для ликвидации ЧС[‡] | ||
масштаб ЧС, (зона ЧС затрагивает территорию) | либо | |||
количество постра-давших человек, (Ч) | размер материального ущерба составляет млн. рублей, (М) | |||
1. Локаль-ная | объекта | не более 10 | не более 0,1 | организация (объекта) по указанию руководителя работ |
2. Местная | одного поселения или внутри городской территории города | не более 50 | не более 5,0 | Органов местного самоуправления |
3. Межму-ниципаль-ная | двух и более поселений или внутри городских территорий | не более 50 | не более 5,0 | Органов исполнительной власти субъекта РФ |
4. Региональ-ная | одного субъекта РФ | 50<Ч<500, | 5<М<500 | Органов исполнительной власти субъектов РФ, регион. центра и под его руководством |
5.Межреги-ональная | двух и более субъектов РФ | 50<Ч<500 | 5<М<500 | Органов исполнительной власти субъектов РФ региональных центров |
6.Феде-ральная[§] | Выходит за пределы РФ, либо затрагивает территорию РФ при ЧС за рубежом | По решению Правительства РФ |
Транспортные происшествия на ж/д транспорте классифицируются как: крушения поездов (…ЧС, при которой пострадало 10 и более человек…); аварии (…ЧС, при которой пострадало менее 10 человек…); происшествия (связанные со столкновением поезда (локомотива) с автотракторной техникой вне переездов, при этом пострадало 10 и более человек); происшествия на ж/д переездах (столкновения поезда (локомотива) с автотракторной техникой, при этом пострадало 10 и более человек); происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов, связанные с просыпанием (проливом) опасных грузов. (Положение…, утвержденное приказом Минтранса России от 25.12.2006г. №163).
По содержанию первичных источников все ЧС можно свести в следующие группы:
1. ЧС, вызванные стихийными бедствиями (чисто природного характера)[**].
2. ЧС, вызванные выбросом (утечкой) опасных веществ в окружающую среду в результате аварий на радиационно-, химически-, бактериологически опасных объектах (аварии на АЭС, объектах, связанных с АХОВ, бактериологическими и др. опасными средствами). Эти ЧС могут быть как техногенного, так и вторичного природного характера.
3. ЧС, вызванные взрывами, пожарами и их последствиями (как техногенного, так и природного характера)
4. ЧС, вызванные авариями на транспортных коммуникациях (аварии на ж.д., воздушном, автомобильном, водном транспортах; аварии на трубопроводах, энергосетях и т.п.) Подобные ЧС могут быть как техногенного, так и природного характера.
5. ЧС, вызванные факторами военно-политического характера.
Особенности опасностей при ведении военных действий. Их можно свести к следующим:
1. Опасности, возникшие от прямого воздействия современных средств поражения (ССП).
2. Опасности, которые могут возникнуть опосредованно от разрушения зданий и сооружений, и особо от разрушения опасных объектов (т.е. от вторичных факторов поражения. Ущерб от них может намного превышать первичные потери).
3. Опасности, связанные с нарушением среды обитания человека, которые могут привести к его гибели или нанести существенный вред здоровью.
Эти и другие опасности в отличие от техногенных и природных:
- планируются, подготавливаются и реализуются человеком, его разумом и поэтому имеют изощренный характер (например, тер. акты);
- они могут появиться в самый неподходящий момент, т.к. реализуются по плану человека;
- развитие средств и способов поражения всегда опережает средства и способы защиты. Возникает "дуэльная" ситуация и нужен ум, опыт, чтобы выйти победителем с этой ситуации.
Критерии оценки ЧС. Последствия ЧС можно оценивать в общем случае следующими критериями: масштабом (размерами площади или радиуса); числом погибших и раненных людей; индивидуальным или общественным потрясением; отдаленными физическими, психическими, генетическими и иными последствиями; экологическими последствиями; материальным ущербом; степенью разрушений и повреждений зданий и сооружений или загрязнения (заражения, обводнения и т.д.); продолжительностью воздействия отрицательных факторов и др. критериями.
Причины возникновения ЧС. Причинами возникновения ЧС могут стать: а) СБ (объективный фактор); б) ТАК; в) военные конфликты. Техногенные аварии (катастрофы) и военные конфликты являются субъективными факторами, т.е. производными от человеческой деятельности. Они могут объединять большую группу причин их возникновения. Это:
– просчеты при проектировании (в политике);
– недостаточный уровень современных знаний (пример, не учет геопатогенных зон при строительстве объектов);
– отступления от проектов и некачественное строительство;
– непродуманное размещение производства (пример, размещение АЭС в сейсмоопасной зоне);
– нарушение технологических процессов при производстве (ремонтных работах и т.п.). Примеры: авария на ж.д. станции Ховрино и взрыв в Арзамасе;
В заключении данного раздела необходимого уяснить, что характер последствий СБ (ТАК) будет зависеть от их интенсивности (вида аварий), масштаба, особенностей объекта, города, района или региона, обстоятельств (день, ночь, зима, лето и т.д.), обстановки, в которых они произошли. В ряде случаев СБ влекут за собой аварии, которые могут сопровождаться взрывами, пожарами, утечкой (выбросом) АХОВ и РВ, т.е. появлением вторичных и третичных поражающих факторов (эффектом «домино»).
И что ликвидация последствий ЧС потребует высокого профессионализма, привлечения огромных сил и средств (людей и техники), больших материальных, физических и нервных затрат. Всей своей деятельностью мы должны стремиться уменьшить возможный ущерб и потери от последствий ЧС. Для этого необходимо научиться предупреждать возникновение ЧС, прогнозировать их последствия и заблаговременно проводить подготовительные мероприятия. Короче для защиты населения и окружающей среды от всех видов поражающего воздействия в мирное и военное время должна быть создана надёжная система гражданской защиты и система гражданской обороны. ГО является важным элементом системы обеспечения национальной безопасности страны, составной частью оборонной функции государства. Она выполняет оборонную, социальную и экономическую функции. Это первый ответ на вопрос " Что надо делать?" Ответы на второй и последующие вопросы: " Кто должен делать?"; " К каким опасностям надо быть готовым?"; "Как решать защитные мероприятия?" и другие проблемные вопросы будут рассмотрены в последующих лекциях.
Третий вопрос. Основные направления и содержание государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС.
В этом вопросе следует иметь ввиду, что речь идет о сфере деятельности МЧС России. Основная цель государственной политики в этой области будет заключаться как «… Обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства от ЧС в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска…». Вспомним о двух аксиомах БЖД: «Жизнедеятельность человека всегда потенциально опасна» и «Нулевого риска не бывает». Вот почему существует понятие «приемлемого риска»- т.е. такой риск нашей жизнедеятельности, который в данный период времени допустим.
Пути достижения главной цели достаточно многообразны, но, по нашему мнению, можно остановиться на следующих элементах и направлениях государственной политики (см. рис.3).
1. Создание и развитие соответствующей законодательной, нормативно-правовой и методической базы по обеспечению безопасности населения и территорий в мирное и военное время. Такая база создается и реализуется на основе Конституции РФ (1993 г.), Концепции национальной безопасности РФ (2000 г.), законов РФ, касающихся безопасности населения и территории России, Указов Президента РФ, Постановлений правительства РФ, а также документов федеральных министерств и ведомств субъектов РФ. Всего было принято более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений Правительства РФ, а также порядка 300 ведомственных приказов, положений и инструкций, регулирующих деятельность органов власти в области защиты населения и территории от ЧС. Некоторые из них: Федеральные законы – «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (от 21.12.94 г.); «О пожарной безопасности» (94 г.); «О радиационной безопасности населения» (96 г.); «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (97 г.); «О гражданской обороне» (98 г.); «О борьбе с терроризмом» (98 г.); «Кодекс об административных правонарушениях» (2001 г.); «О безопасности» (2002 г. – последняя редакция) и многие др.; Постановления правительства РФ – «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» (2005,06 гг. – последние редакции);
Мониторинг и анализ тенденций ЧС, состояния сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС | Основные элементы государственной политики | Оценка эффективности государственной политики | |||||
Нормативно-правовая база | |||||||
Целенаправленные научные исследования | |||||||
Концентрация ресурсов | |||||||
Адаптация органов управления и межведомственного взаимодействия | Мониторинг экономики, социальной сферы, состояния безопасности. Социологические исследования | ||||||
Системы мониторинга и прогноза | Планирование социально-экономического развития | ||||||
Контроль и надзор | |||||||
Международное сотрудничество | |||||||
Социально-политические меры (обучение, пропаганда и т.д.) | |||||||
Обратная связь | |||||||
Рис 3. Элементы государственной политики в области защиты населения и территории от ЧС.
«О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» (95,2003 г.); «Об утверждении положения об организации обучения населения в области ГО и др.. Указанные законы и иные нормативно-правовые акты регламентируют необходимые виды деятельности всех органов власти в областях БЧС и ГО, а именно: общие вопросы организации работы; организацию целевого планирования: создание и обеспечение соответствующих органов управления, сил и средств; организацию связи, оповещения и информации; создание резервов материальных и финансовых средств; экспертизу, надзор и контроль в области БЧС и ГО; социальную защиту населения, пострадавшего от ЧС; прогнозирование и оценку последствий ЧС; права и обязанности граждан РФ; обязанности и ответственность должностных лиц за нарушение законов в областях БЧС и ГО и др. вопросы.
2. Постоянное совершенствование системы соответствующих государственных и общественных структур, предназначенных для реализации мероприятий по БЧС и ГО. В настоящее время создана и функционирует единая госсистема предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и система ГО, Эти системы интегрированы с органами государственного и хозяйственного управления на всех уровнях госвласти. В них активное участие принимают общественные объединения и организации.
3. Развитие методологии оценки рисков, связанных с природными и техногенными опасностями и её применение при прогнозировании и оценке возможной обстановки в случае появления потенциальных угроз. Подобная работа ведётся по этапам: выявление и оценка возможных источников ЧС; оценки вероятности(частости) возникновения ЧС; прогнозирование возможных последствий воздействия поражающих факторов источников ЧС на население и территории. Результаты оценки служат основой для создания необходимых сил и средств, планирований действий при ЧС и принятия решений на проведение соответствующих мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий.Прогнозирование возможных ЧС опирается на мониторинг окружающей среды. Мониторинг окружающей среды в России ведётся: «Сетью наблюдения и лабораторного контроля» (СНЛК РФ)- в него входит около 7 тыс. различных учреждений, ведущих радиационный, химический, биологический и иные виды контроля; силами и средствами Минздравсоцразвития, Минсельхоза России (3578 различных учреждений и пунктов защиты животных, растений), Росгидромета (Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), ФССН- система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений (в неё входят центры Геодезической службы РАН, сейсмической службы Минобороны России, сейсмические станции на потенциально опасных объектах Росатома, Минпромэнерго, Спецстроя России - около 180 сейсмических станций и 9 центров сбора информации), а также силами и средствами Министерства природных pecypcoв (МПР России).Все силы и средства входят в единую систему мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера (положение о данной системе разработано в соответствии с распоряжением Президента РФ от 23.03.2000г. №86-рп). Руководящий орган системы-Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера МЧС России.
4. Подготовка и реализация мер, направленных на предупреждение ЧС или уменьшение их масштабов. Деятельность по предупреждению ЧС имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Для этих целей разработана и осуществлена и продолжает реализовываться Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС в РФ до 2010 г». Намечен и реализуется сложнейший комплекс мер по предупреждению ЧС, который включает организационные, экономические, инженерно-технические и специальные мероприятия. Содержанием подобных работ являются: анализ и оценка рисков; мониторинг и прогнозирование ЧС; меры по предупреждению ЧС и уменьшению их масштабов (особо тех, которым может воспрепятствовать человеческая деятельность - например, спуск лавин, ликвидация заторов на реках, вакцинация населения, безаварийные технологии и другие меры); государственная экспертиза; государственный надзор; лицензирование производственной деятельности (особо опасных производств); разработка декларации безопасности промышленного объекта; обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.
5. Обеспечение защиты населения, его жизни и здоровья. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на это, является деятельностью органов власти. Подготовка населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий, органов управления к действиям в ЧС, проведению АСДНР, а также при ликвидации последствий ЧС. ФЗ законами, Постановлениями Правительства РФ определены обязанности, содержание, формы и методы подготовки всех граждан России в области БЧС и ГО. Обучению в этой области подлежит всё население России. Методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения возложены на МЧС России.
6. Международное сотрудничество по линии БЧС и ГО. Россия входит во все международные организации по БЧС и ГО и выполняет все международные, договоры по БЖД (оказывает гуманитарную помощь, помогает ведению АСДНР в ЧС, обучению специалистов по БЖД и по другим вопросам).
Большая роль в реализации государственной политики в областях БЧС и ГО отводится созданной РСЧС.
Лекция № 5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
I. РСЧС. Понятие. Состав. Задачи КЧС ПБ.
II. Железнодорожная транспортная система предупреждения и ликвидации ЧС (ЖТСЧС). Задачи комиссии отделения железной дороги (НОД КЧС ПБ).