Как мы уже говорили, основной причиной возникновения системного анализа явилась необходимость управления сложными системами. Как бы ни понималась сложность, простота понимается одинаково: простым является случай, когда посторонняя помощь не требуется. В сложных случаях, тем более, если принимающий ре-
шение ограничен во времени, ему всегда нужна квалифицированная помощь.
Пример. Каждый военачальник имеет штаб, ректор вуза или директор НИИ - ученый совет, министр – коллегию; часто также для решения сложных конкретных вопросов образуют разовые
группы экспертов.
Однако существуют естественные пределы человеческих возможностей при восприятии и обработке информации. К ним относятся как психологические, так и чисто физиологические возможности, а именно:
- человек может одновременно оперировать лишь с небольшим числом понятий (психологи называют это законом «7 ± 2»);
- эксперт, столкнувшись с многокритериальной задачей, автоматически старается ее упростить;
- в ряде случаев немаловажную роль играет просто низкое быстродействие нервной и мышечной системы человека.
|
|
Во всех этих отношениях возможности ЭВМ существенно выше возможностей человека, поэтому возникла идея объединить достоинства человека и машины в единую систему.
Существует три основных направления в развитии таких систем:
- для решения конкретных, хорошо формализованных задач выбора разрабатываются прикладные программы и пакеты программ (например, программы статистической обработки данных, программы решения стандартных оптимизационных задач, современные базы данных и др.). Это направление ориентировано на полную автоматизацию решения хорошо формализованных задач выбора;
- создание баз знаний и экспертных систем. Отличительными особенностями экспертных систем является наличие полученных от эксперта знаний в определенной области, которые в форме набора фактов (предметное знание) или эвристических приемов (эмпирических правил) вводятся в машинную базу данных и базу знаний. В последнее время разработаны специальные программы, позволяющие машине оперировать не только с «данными», но и понятиями, выраженными в терминах естественного языка. Данное направление ориентировано на создание систем, накапливающих опыт экспертов и, по существу, впоследствии способных заменить самих экспертов;
- в третьем направлении основной упор делается на участие в сравнении и оценке альтернатив самого лица, принимающего решения, но с привлечением экспертов-специалистов и ЭВМ. Это направление представлено “системами поддержки принятия решения” (СППР).