Виды чрезвычайных ситуаций и механизмы управления в чрезвычайных ситуацях
Под чрезвычайной ситуацией природного и (или) техногенного характера понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью или окружающей природной среде, значительные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. К числу природных катастроф следует отнести:
- землетрясения и оползни;
- наводнения, обусловленные ливнями и прорывами плотин;
- разрушения, вызванные мощными ветровыми нагрузками;
- поражение информационных систем электрическими разрядами.
В последние годы резко возросли угрозы за счет техногенных угроз, обусловленных, прежде всего:
- отказами систем жизнеобеспечения деятельности;
- пожарами;
- взрывами за счет утечки бытового газа;
- отравлениями химическими веществами;
- взрывами криминогенного характера.
Ухудшение криминогенной обстановки в стране, усиление межрегиональных связей организованных преступных групп, дает основания полагать, что тенденции к осложнению оперативной обстановки вокруг предприятий усилятся.
А такие вещи, как отключение электроэнергии, прорыв канализации, бандитское нападение – это, скорее, небольшие бедствия, которые могут случиться в любой момент. И все они могут привести к остановке деятельности на тот или иной период деятельности. Сейчас информационные системы организаций и предприятий стали или становятся ее мозгами, и если эти мозги повредить или уничтожить, то в худшем случае фирма полностью потеряет дееспособность. Непременным предварительным условием быстрого и успешного восстановления деятельности организации после бедствия является разработка и регулярное обновление постоянно действующего плана обеспечения бесперебойной деятельности компании в результате чрезвычайных ситуаций, план восстановления и резервирования информации, план восстановления деятельности.
Рассмотрим одно из таких предварительных мероприятий, осуществляемых в сфере обработки банковской информации. Планирование действий в непредвиденных обстоятельствах необходимо для того, чтобы свести к минимуму ущерб, который может быт, нанесен неожиданными и нежелательными событиями, влияющими на процесс обработки и передачи данных.
Как показывает опыт, наиболее рациональное решение в подобных условиях – это заблаговременное создание специального («тревожного») комитета ответственных лиц банка (фирмы). В его состав, как правило, входят следующие лица:
- главный исполнительный директор;
- вице-президент;
- руководители соответствующих региональных или производственных отделов;
- руководители (ответственные представители) отдела кадров, отдела по установлению контактов с общественностью, финансового отдела, службы безопасности.
В соответствии с уже сложившейся практикой «тревожный» комитет не только предпринимает меры в случае возникновения кризисной ситуации, но также занимается разработкой превентивных мероприятий:
- разрабатывает предупредительные планы сохранения информации, возможной эвакуации персонала с объекта и вывоза материально-технических ценностей;
- осуществляет шаги по координации действий собственной службы безопасности с мероприятиями по линии государственных правоохранительных органов.
Цель планирования действий в непредвиденных обстоятельствах заключается в минимизации отрицательных функциональных и финансовых последствий независимо от их масштаба.
Для успешной реализации плана должны быть обеспечены следующие условия:
- надлежащее сохранение файлов;
- обновление документации;
- стандартизация технического и программного обеспечения;
- разработка процедур на случай чрезвычайных ситуаций;
- соблюдение требований к резервированию и восстановлению при развитии системы и в технической политике;
- значение взаимосвязей между всеми элементами цикла обработки информации;
- наличие общих представлений о вероятности неблагоприятных событий, затрагивающих каждый элемент;
- заблаговременное принятие определенных мер, направленных на минимизацию частоты и величины потерь.
Детализировать план необходимо до такой степени, чтобы свести объем принятия решений (кто, что, когда и как делает) к минимуму. В его составлении должны принимать участие сотрудники подразделений, занимающихся обработкой данных. Однако процесс планирования в целом должен начинаться и заканчиваться на уровне высшего руководства.
Первое, что необходимо предусмотреть в плане, это его увязку со схемой готовности к чрезвычайным ситуациям и обеспечение сохранности информации. Их следует рассматривать в контексте принимаемой степени риска и затрат.
При составлении плана действий в непредвиденных обстоятельствах и в случае бедствий преследуются следующие цели:
- сохранение платежеспособности банка;
- распределение обязанностей (кто, что, когда и как делает).
Необходимость принятия решений в случае бедствия должна быть сведена к минимуму. При составлении плана решаются и документируются следующие вопросы:
- Какие прикладные задачи должны быть решены?
- В чем состоят обязанности служащих?
- Какое оборудование необходимо для решения прикладных задач?
- Какие материалы нужны при решении прикладных задач?
- Что подлежит перемещению в случае бедствия?
- Что будет сделано в отношении невыполненных работ?
- В чем состоят инструкции пользователю?