Коменский. Ян Амос 1592-1670
Ян Амос Коменский как священник. Принадлежал к евангелической(протестанской) общине Чешские братья. Был последним епископом этой общины. Через его жизнь прошла 30-ти летняя религиозная война между католиками и протестантами(1618-1648). Ему было 26, когда она началась и 56, когда она закончилась. Община была гонима. Вся жизнь его прошла в скитаниях, в эмиграции.
Его протестантское миропонимание присутствует во всех трудах. Особенно в работе «Лабиринт мира и рай сердца». Он рассказывает о том, что люди одно говорят, а другое делают. Те,. кого называют учителями и духовными отцами, оказываются доходными отцами. Языческие философы не готовы помочь страдающим.(Сократ утверждает, что ничего не знает. Диоген то впрыгивает в бочку,то выпрыгивает из неё…..). И тогда автор слышит голос: «Воротись в дом сына твоего и затвори дверь. Сын мой! Я обитаю в двух местах: на небе во славе своей и на земле в сердце смиренном». Коменский пишет: «Признак злого человека- везде искать закона и на бумаге написанного правила –как поступать, тогда как преданные Богу обращают внимание только на совесть»..
|
|
Ян Амос Коменский как величайший философ. Его капитальный философский труд – «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». Основная идея – сверх мудрость -. «Пансофия».. Сущность идеи:Ученые и влиятельные люди мира должны объединиться в коллегию света и решить, как освободить мир от войны и зла. Но, чтобы их поняли, поддержали народы, необходимо всеобщее просвещение от рождения до смерти..
Ян Амос Коменский как величайший педагог. Его педагогическая деятельность развертывалась в двух направлениях: он написал большое число книг по обучению латинскому языку, который был языком Церкви, науки и международного общения.
Самой известной была книга «Мир чувственных вещей в картинках», где приводилось слово на латинском, затем картинка и слово на языке тех, кто изучал латынь. Эта книга имела большую популярность. Ею пользовались в России. Она напоминала современный разговорник.
Затем Коменский создал 4 рода учебников.: Преддверье. Дверь, Дворец, Сокровищница. К каждой книге прилагалось пособие. Последняя книга Сокровищница представляла собой хрестоматию. Все завершал сборник пьес на латинском языке «Школа игра» на темы религиозного содержания.
Другое направление педагогического творчества- философско-педагогическое произведение «Великая дидактика»(1638) и связанные с ним работы. Например, Материнская школа, Закон хорошо организованной школы и др.
Мировоззренческий фундамент Великой дидактики покоился на двух основаниях: христианстве (протестантизме)- первые 6 глав и переосмыслении достижений научной революции XVI -XVII веков (Бэкон, Галилей, Декарт, Спиноза, Гоббс, Ньютон, Лейбниц).Процесс этот в первую очередь захватил естественные науки, вызвал развитие механики. Сложилась новая картина мира и новый тип мышления (классическая рациональность).
|
|
. Труд Коменского «Великая дидактика» представлял собой философско-педагогическое произведение, которое, с одной стороны, отвечало на задачи и запросы времени, а с другой стороны, явилось основанием для развития школы Нового времени.
ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА,
СОДЕРЖАЩАЯ
УНИВЕРСАЛЬНУЮ ТЕОРИЮ УЧИТЬ ВСЕХ ВСЕМУ,
ИЛИ
верный и тщательно обдуманный, способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого,где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей, и будущей ук из ни
КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО,
ГДЕ ДЛЯ ВСЕГО, ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ,
ОСНОВАНИЯ почерпаются из самой природы вещей;
(
ИСТИННОСТЬ подтверждается параллельными примерами из области механических искусств;
ПОРЯДОК распределяется по годам, месяцам, дням и часам,, наконец, указывается
ЛЕГКИЙ И ВЕРНЫЙ ПУТЬ для удачного осуществления этого на практике.
Титульный лист позволяет провести анализ проекта книги.
Почему Коменский называет книгу «Великая дидактика», а не просто
Дидактика? Возможна ли универсальная теория и универсальный метод на
все времена и для любых учителей в любых ситуациях?
Коменский определяет назначение и содержание образования:
-познание себя и окружающего;
-управление собой;
- стремление к Богу.
Или обучение, совершенствование в нравах и благочестие, или научное
образование, нравственное и благочестие. Назначение для настоящей и
будущей жизни и жизни вечной.