Поведение потребителя и потребительское равновесие может быть объяснено при помощи: а) бюджетных линий и б) кривых безразличия.
Таблица 3. Бюджетная линия: комбинация продуктов А и В, для покупателя с доходом 12 долларов.
Единицы продукта А
(цена 1,5 доллара)
| Единицы продукта В
(цена 1 доллар)
| Суммарный расход
(долларов)
|
|
| 12=12+0
|
|
| 12=9+3
|
|
| 12=6+6
|
|
| 12=3+9
|
|
| 12=0+12
|
Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара В к цене товара А. Точнее говоря, абсолютная крутизна наклона равна РВ/РА = 1дол.:1,5дол = 2/3. Потребитель должен воздержатся от приобретения 2 единиц продукта А по 1,5 доллара, для того, чтобы получить в своё распоряжение 3 дол., необходимых для покупки 3 единиц продукта В.
Ещё два свойства бюджетной линии заслуживают внимания: а) изменение дохода;
б) изменение цены.
Бюджетные линии – выражают «объективные» рыночные ситуации. Кривые потребительского безразличия – «субъективную» характеристику о предпочтениях потребителя. КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ демонстрируют все возможные комбинации продуктов А и В, дающие потребителю равный объём удовлетворения потребности, или полезности.
Таблица безразличия.
Комбинации
| Единицы продукта А
| Единицы продукта В
|
I
|
|
|
K
|
|
|
L
|
|
|
M
|
|
|
Каждая точка комбинации продуктов А и В обладает одинаковой совокупной полезностью.
Характерные черты кривых безразличия:
1. Нисходящий вид кривой.
2.
Выпуклость по отношению к началу координат. Наклон КРИВОЙ БЕЗРАЗЛИЧИЯ отражает величину ПРЕДЕЛЬНОЙ НОРМЫ ЗАМЕЩЕНИЯ (MRS), поскольку показывает, в какой степени (в пределе) потребитель готов заместить один товар другим (товар А товаром В) так, чтобы получить при этом тоже удовлетворение потребности. Уменьшающийся наклон кривой безразличия свидетельствует о том, что готовность потребителя к замещению товара А товаром В УМЕНЬШАЕТСЯ по мере перемещения вниз по кривой /в точке I MRS = 3, а в точке K MRS = 1/.
3. Карта безразличия. Каждая следующая кривая Рисунок 3 безразличия, проходящая дальше от начала координат, предполагает относительно большую величину полезности.
Совместим линии ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО БЮДЖЕТА и КАРТЫ БЕЗРАЗЛИЧИЯ. Таким образом, мы получаем равновесное положение потребителя в точке Х.
В ней достигается наилучшая, оптимальная, из доступных потребителю комбинация продуктов А и В. в этой точке касания наклон наивысшей из доступных потребителю кривой безразличия совпадает с наклоном бюджетной линии. Поскольку наклон кривой безразличия отражает MRS, а наклон бюджетной линии равен Р
В/Р
А, оптимальное, или равновесное, положение достигается при условии, что