Социологическая теория государства Людвига Гумпловича
Учение Рудольфа Йеринга о государстве и праве.
Работы: Дух римского права на различных ступенях его развития, Цель в праве, Борьба за право.
До середины 50-х гг. 19-го века Иеринг придерживается юриспруденции понятий (часть юридического позитивизма). Именно понятия, которые использует законодатель и составляют сущность права. Право существует в тексте правовой нормы, а текст - это совокупность понятий.
С сер 50-х гг 19 века Иеринг отказывается от этого подхода, считает его непродуктивным и разрабатывает новую юриспруденцию - юриспруденцию интересов. Объектом юрспруденции д.б. не логика понятий, а реальные жизненные ценности и интересы людей. Интересы общества составляют содержание права. А само право - это защищенный государством интерес. Единственным источником права яв-ся государство, и основной целью гос-ва является творение права. (правотворчество)
Жизнь права - это постоянная борьба за права (борьба индивидов сословий, государств за свое право). Всякое право д.б. добыто борьбой.
|
|
основатель теории насилия
Работы: Раса и государство. Исследование о законе формирования государства.
Общее государственное право.
В этих работах Гумплович рассматривает вопросы происхождения, сущности, организации и роли государства с позиции социологии. В след за Марксом он утверждал, что всегда и всюду экономические мотивы и отчасти расовые мотивы являются причиной всякого социального движения, обуславливают все государственное и общественное развитие.
Исторически законом общественной жизни является порядок, при котором сильнейшие побеждают слабейших, объединяются между собой чтобы победить третьего еще более сильного.
Государство - это не орган примирения противоречивых интересов, а средство принуждения и насилия, это естественно выросшая организация господства, призванная поддерживать определенный правовой порядок.
Право и правопорядок - это лишь средства, которые использует гос-во, отдельно от государства их не существует, поэтому Гумплович отрицает существование естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека.
У людей всегда есть было: либо государства, либо анархия.
Работы: Хозяйство и право и с точки зрения материалистического понимания истории.
Теория юриспруденции
Учение о правильном праве.
В своих работах он выступил с резкой критикой марксистского учения. Он отрицает первичность экономики и вторичность права и политических учреждений. а также тезис Маркса о подчиненности Г.и П. экономическому базису.
Фундамент гос-ва не в производственных отношениях, не в экономическом базисе общества, а в праве, оно выступает первоосновой и предпосылкой государства. Нельзя говорить о существовании гос-ной власти, не предпосылая при этом наличие юридических норм.
|
|
Право - это специфический комплекс нормативных предписаний, особый внешний регулятор совокупной социальной деятельности людей. Право отличается от морали основным своим качеством - ненарушимостью.
Юридические нормы возникают, устанавливаются и начинают действовать независимо от государственной организации. Нет и никогда не было юридических предписаний и правовых норм, являющихся раз и навсегда только справедливыми или исключительно несправедливыми.
Справедливость - это понятие, которое может наполняться различным историческим содержанием. Каждая эпоха складывает свое понимание справедливости. Эта идея называется "концепция естественного права с исторически изменяющимся содержанием".
Эта идея позволила естественному праву существовать до настоящего времени в качестве научного направления. В 20 веке на базе этой идее возникает возрожденное естественное право.