Кавелин К.Д. (Западник)
Хомяков (Западник)
Славянофилы и западники
Чаадаев
Это период деятельности западников и славянофилы, но Чаадаев «стоит особняком». Нельзя отнести ни к славянофилам, ни к западникам
8 «Философических писем».
. Нет связи между этапами истории России. Россия находится вне европейской дороги развития. В ней отсутствуют прогрессивные соц. и культурные традиции. Именно поэтому законность и порядок в России не имеют того значения, что на Западе, где закон и порядок является ценность. Славянофилы обвиняли его в антипатриотизме. «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами».
Россия в большой степени имеет восточные корни, и Ч. ставит вопрос: «Не мы ли естественные наследники старого Востока?»
Рассматривает соотношение европейского римско-кат. Мира и русского православного. Русский православный мир значительно духовно богаче и чище, чем западный римско-католический мир. Если на западе происходит гармоничное соединение религии, политики, науки и общественными преобразованиями (западноевропейский рационализм), то в России этих качеств нет. Православие более иррационально. Православное дух. устройство человека более относит его к общинному существованию. В России евр. рационализм подавляется широтой русской души, бескорыстием сердца, скромность ума, терпением и надеждой, совестливостью и самоотречением, более тонкое мироустройство. В России религия стоит особняком.
|
|
Для развития России нужны 3 вещи: религия,- сохранение христианства, просвещение и облагораживание нравов. Это его сближает со славянофилами: самодержавие, община и религия.
Объединяет необходимость отмены крепостного права.
Пётр Великий ударил по России как страшная, но благодетельная гроза. До Петра крепостное право было по обычаю, а после – по закону. Он встряхнул ее от многовекового сна. Деятелость Петра очень высоко оценивается.
Еще западники:
Грановский Т.Н.
Б. Н. Чичерин
Кавелин К.Д.
Герцен А.И.
Белинский В.Г.
Движущая сила исторического процесса – борьба личности за свободу. Постепенное изменение общественных форм: родовые –семейные- государственные.
В ртличие от славянофилов, Кавелин считал, что наряду с общинным, индивидуальное начало присутствовало в России и до Петра. Именно оно и привело к созданию высокой нравственной, умственной и гражданской культуры.
И западники, и слафянофилы видят в крепостном праве тормоз в развитии России.
Критикует западный мир, римского христианства, где рационализм преобладает над приданием, внешняя разумность- над духовными качествами.
|
|
Устройство России (общинная форма хозяйства) принадлежность человека общине(миру) во взаимосвязи с православием и самодержавием являются самобытными качествами России, отличающими её от евр. рациональности. Принадлежность земельной собственности обществу, а не отдельной личности. Именно развитие православия, самодержавия и общины – вектор дальнейшего развития России.
Ещё славянофилы:
Ю. Ф. Самарин: отмена КП, проведение нового разделения труда между самодержавием и общественностью (народом).
Взгляды слафянофилов не были революционными, просто поднимался вопрос о новом распределении полномочий в самодержавии.
Хомяков
Аксаков. Царю должна принадлежать сила власти, а народу – сила мнения. Отношения власти и народа должны включать следующие начала:
1. взаимное невмешательство
2. обязанность государства защищать народ и обеспечивать его благосостояние
3. обязанность народа исполнять гос. требования, содержать государство деньгами и людьми.
4. Общественное мнение как связующее звено между народом и правительством, что свидетельствует о либерализации идей.
Aincent
Тема: ППУ во второй половине 19 – первой половине 20 вв.
1. Реформаторы
2. Радикалы
3. Консерваторы
4. Либералы. Б.Н. Чичерин
5. Политико- правовые взгляды Соловьёв В.С.
6. ППУ начала 20 века
7. ППУ русских философов начала 20 века (Булгаков, Бердяев, Ильин)
8. Правоведы русского зарубежья