Киреевский (Славянофил)

Кавелин К.Д. (Западник)

Хомяков (Западник)

Славянофилы и западники

Чаадаев

Это период деятельности западников и славянофилы, но Чаадаев «стоит особняком». Нельзя отнести ни к славянофилам, ни к западникам

8 «Философических писем».

. Нет связи между этапами истории России. Россия находится вне европейской дороги развития. В ней отсутствуют прогрессивные соц. и культурные традиции. Именно поэтому законность и порядок в России не имеют того значения, что на Западе, где закон и порядок является ценность. Славянофилы обвиняли его в антипатриотизме. «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами».

Россия в большой степени имеет восточные корни, и Ч. ставит вопрос: «Не мы ли естественные наследники старого Востока?»

Рассматривает соотношение европейского римско-кат. Мира и русского православного. Русский православный мир значительно духовно богаче и чище, чем западный римско-католический мир. Если на западе происходит гармоничное соединение религии, политики, науки и общественными преобразованиями (западноевропейский рационализм), то в России этих качеств нет. Православие более иррационально. Православное дух. устройство человека более относит его к общинному существованию. В России евр. рационализм подавляется широтой русской души, бескорыстием сердца, скромность ума, терпением и надеждой, совестливостью и самоотречением, более тонкое мироустройство. В России религия стоит особняком.

Для развития России нужны 3 вещи: религия,- сохранение христианства, просвещение и облагораживание нравов. Это его сближает со славянофилами: самодержавие, община и религия.

Объединяет необходимость отмены крепостного права.

Пётр Великий ударил по России как страшная, но благодетельная гроза. До Петра крепостное право было по обычаю, а после – по закону. Он встряхнул ее от многовекового сна. Деятелость Петра очень высоко оценивается.

Еще западники:

Грановский Т.Н.

Б. Н. Чичерин

Кавелин К.Д.

Герцен А.И.

Белинский В.Г.

Движущая сила исторического процесса – борьба личности за свободу. Постепенное изменение общественных форм: родовые –семейные- государственные.

В ртличие от славянофилов, Кавелин считал, что наряду с общинным, индивидуальное начало присутствовало в России и до Петра. Именно оно и привело к созданию высокой нравственной, умственной и гражданской культуры.

И западники, и слафянофилы видят в крепостном праве тормоз в развитии России.

Критикует западный мир, римского христианства, где рационализм преобладает над приданием, внешняя разумность- над духовными качествами.

Устройство России (общинная форма хозяйства) принадлежность человека общине(миру) во взаимосвязи с православием и самодержавием являются самобытными качествами России, отличающими её от евр. рациональности. Принадлежность земельной собственности обществу, а не отдельной личности. Именно развитие православия, самодержавия и общины – вектор дальнейшего развития России.

Ещё славянофилы:

Ю. Ф. Самарин: отмена КП, проведение нового разделения труда между самодержавием и общественностью (народом).

Взгляды слафянофилов не были революционными, просто поднимался вопрос о новом распределении полномочий в самодержавии.

Хомяков

Аксаков. Царю должна принадлежать сила власти, а народу – сила мнения. Отношения власти и народа должны включать следующие начала:

1. взаимное невмешательство

2. обязанность государства защищать народ и обеспечивать его благосостояние

3. обязанность народа исполнять гос. требования, содержать государство деньгами и людьми.

4. Общественное мнение как связующее звено между народом и правительством, что свидетельствует о либерализации идей.

Aincent

Тема: ППУ во второй половине 19 – первой половине 20 вв.

1. Реформаторы

2. Радикалы

3. Консерваторы

4. Либералы. Б.Н. Чичерин

5. Политико- правовые взгляды Соловьёв В.С.

6. ППУ начала 20 века

7. ППУ русских философов начала 20 века (Булгаков, Бердяев, Ильин)

8. Правоведы русского зарубежья


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: