Вопросы СРСП

Тема 8

Семинар 17. Великая Отечественная война. Советская страна в холодной войне

1) основные битвы и полководцы Великой Отечественной войны;

2) восстановление народного хозяйства страны: противоречивость процесса; хрущевская оттепель в СССР: непоследовательность десталинизации, особенности социально-экономического развития;

3) брежневский застой: характеристика периода, понятие теневой экономики и нефтедоллара;

4) причины и последствия распада страны при Горбачеве.

Лекция 8. НТР и технический прогресс в странах Запада и СССР. Глобализация

8.1. Вопросы системы образования, обучения и воспитания во взглядах Ч.Валиханова.

8.2. Педагогические взгляды А.Кунанбаева.

8.3. подготовить презентацию на тему: «История женского воспитания и образования в Казахстане и в РоссииXIX - XX в."

8.4. Основные педагогические идеи И.Алтынсарина.

8.5. Дидактика начального обучения.

Вопросы и задания для СРС (10 часов)

8.1. И.Алтынсарин об учителе и его подготовке.

8.2. Вклад И.Алтынсарина в развитие педагогической науки.

ТЕМА 9. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА КАЗАХСТАНА (20-80 ГОДЫ XX ВЕКА).

Вопросы лекции (1 час)

9.1. Общественно – педагогическое движение в Казахстане в начале XX века.

9.2. Педагогическая деятельность Ж.Аймаутова.

9.3. Проблемы интернационального воспитания.

Дошкольные учреждения. Первые дет. сады открылись в 1918 в гг. Верный (ныне Алма-Ата), Уральск, Перовск (ныне Кзыл-Орда) и Семипалатинск. Создание системы дошкольных учреждений сопровождалось большими трудностями, связанными с устойчивыми семейными традициями населения, нехваткой подготовленных кадров. В 1920 имелось 22 дошкольные учреждения (700 детей); стали открываться дошкольные Учреждения в селах районах. Специфической формой учреждений для детей кочевого и полукочевого населения стали дошкольные юрты. В 1924 проведена 1-я Всеказахстанская конференция работников дошкольных учреждений в Перовске, обсудившая вопросы воспитания работы в детских садах, укрепления материальной базы дошкольных учреждений, подготовки детей к школе. Для помощи дошкольным работникам в 1932 при Наркомпросе республики был создан республиканский методический кабинет дошкольного воспитания.

1-я Всеказахстанская конференция по народному образованию (1921) рассмотрела вопросы перехода к единой трудовой школе. После Октябрьской революции, в 1920 при Наркомпросе республики был создан Академический центр (рук. М. Жолдыбаев), который возглавил работу по переводу на казахском языке, русском и другой педагогической литературы. В 1925 при Наркомпросе организован научно-методический совет, научно-исследовательский сектор которого занимался составлением программ и учебников для казахских школ; в том же году предпринято издание библиотечки по истории педагогики на казахском языке.

С начала 30-х гг. вводилось всеобщее начальное обучение. Значит, вклад в эту работу внесли наркомы просвещения С. Мендешев (1930—33) и Т. Жургенов (1933—37). В 1932/33 уч. г. действовало 6,8 тыс. школ (1016 тыс. уч-ся); св. 63% детей, проживавших в аулах, посещали школу. Однако в общем числе школ преобладали начальные. В середине 30-х гг. начался переход к обязательному 7-летнему образованию в городах. Помимо казахских и русских школ до конца 30-х гг. действовали (в 1937—38) дунганские, уйгурские школы. К концу 30-х гг.грамотность населения составляла св. 79% (среди мужчин — 85%, среди женщин — 63%). К 1940 из более чем 7 тысяч школ около половины были казахскими.

В 20-х — нач. 30-х гг. появились оригинальные пособия А. Байтурсунова (по казах, яз.), С. Сейфуллина (родная литература), М. Дулатова (математика), М. Ауэзова и Д. Искакова (рус. яз.) и др. В 30-х гг. ряд казахских учебников был подвергнут жёсткой критике с позиций классового подхода, что привело к замене значит, части ученической литературы стабильными школьными пособиями, разработанными в РСФСР. Соответственно были переориентированы и учебные программы: утрачивалась национальная специфика в преподавании курсов истории, литературы, краеведения и др. (кон. 20-х гг.). Трижды менялась графическая основа казахской письменности; это создавало дополнительные трудности в распространении образования (с 1940 письменность на основе рус. графики). К началу 40-х гг. казахские школы были обеспечены новыми оригинальными и переводными учебниками. Были изданы учебники для уйгурских школ (А. Мухаммади, Турди Хасан и др.).
Были опубликованы работы по воспитанию учащихся с учётом национальных традиций, методике преподавания отдельных учебных предметов в школе казахских учёных Ж. Аймаутова, Ш. Альжанова, С. Асфендиярова, А. Байтурсунова, Г. Бегалиева, М. Жолдыбаева, С. Жиенбаева, С. Мендешева и др.

В 1932 в Алма-Ате был организован научно-педагогический кабинет, преобразованный (1933) в НИИ школ (с 1961 НИИ пед. наук им. И. Алтынсарина), который стал центром педагогической науки в республике. В 50—60-х гг. опубликованы труды X. Аргынова, К. Бержанова, Р. Г. Лемберг (дидактика и др.), А. Сембаева, С. Ситдыкова, Т. Тажибаева (история педагогики и др.), которые способствовали повышению уровня педагогических исследований в Казахстане и совершенствованию подготовки педагогических кадров. С конца 80-х гг. ведётся разработка обновлённого содержания образования в школах с обучением на различных языках с учётом необходимости освоения всеми учащимися казахскому языку, истории, культуры казахского народа. Началась подготовка новых учебников по этим курсам, учитывающих специфику различных категорий учащихся. В 1992 был создан Казах, филиал НИИ содержания и методов обучения. Педагогические исследования ведут также кафедры педагогики университетов, педагогических институтов Казахстана (всего св. 2 тыс. специалистов). В 1984 году в Алма-Ате создан Республиканский педагогический музей.
Педагогическая и детская периодика. 1-й педагогический журнал.

«Жана мектеп» («Новая школа») начал издаваться в 1925. На его страницах велась оживлённаядискуссия по важнейшим вопросам теории и практики национальной школы. Издавались журналы «Ауыл мугалими» («Сельский учитель», 1934-
1938) и «Халык мугалими» («Народный учитель», 1939—41 и 1946—59). С 1960 журнал «Жана мектеп» выходит под назв. «Казахстан мектеби» («Школа Казахстана») с приложениями: «Русский язык в казахской школе» (с 1962 сборник, с 1977 самостоятельный журнал) и «Бастауыш мектеп» («Начальная школа», в 1933—40 сборник, с 1972 самостоятельный журнал). С 1952 на казахском и русском языках издаётся газета «Казахстан мугалими» («Учитель Казахстана»). Для детей с 1925 издаётся журнал «Пионер». С 30-х гг. выходили газеты «Казахстан пионери» («Пионер Казахстана», с 1930) и «Дружные ребята» (с 1933). С 1958 издаётся детский журнал «Балдырган» («Росток»).

Учебную педагогическую и детскую литературу выпускает изд-во «Мектеп» («Школа», с 1964; основано в 1947 как Казахучпедгиз), литературу для детей и юношества — изд-во «Жалын» («Пламя», с 1975).

В годы Великой Отечественной войны дополнительно открылись школы (или отдельные классы) для эвакуированных детей, созданы благоприятные условия для размещения школ и детских учреждений, переведённых из прифронтовых районов (149 учреждений с 19 тыс. детей).

Учреждение республиканского института школ и научно-методического совета до некоторой степени способствовало оживлению педагогической науки в Казахстане. С середины 30-х гг. вокруг кафедры педагогики КазПИ им. Абая и НИИ школ Казнаркомпроса объединяются группы казахских и русских ученых. В 20—40-х гг. созданием оригинальных учебников для казахских школ занималась группа писателей и ученых-методистов. Переработка «Букваря» была поручена авторскому коллективу (М. Жумабаев, III. Альжанов, Г. Мусрепов, А. Ситдыков).

А.И. Воскресенский и другие работали над созданием методики преподавания казахского и русского языков для национальных школ. В послевоенные годы интенсивно развернулись научные исследования по раскрытию структуры учебно-воспитательного процесса казахских школ.

Оживлению педагогических исследований в республике способствовали мероприятия, проведенные в конце 40-х гг. Так, с 1948 г. Казахскому педагогическому институту им. Абая Высшей аттестационной комиссией при Министерстве высшего образования СССР было дано право принимать к защите диссертации по педагогическим наукам. Этот вуз республики длительное время являлся единственным научным центром, где формировались ученые силы республик Средней Азии и Казахстана в области педагогики и психологии. В 60—70-е гг. крупные историко-педагогические, дидактические, методические проблемы развития разрабатывались в исследованиях Т. Тажибаева (1962). Л.Сембаева (1963), С. Кирабаева (1964), А. Конратбаева (1964), К. Бсржанова (1965), Ш. Карибаева (1966), Т. Акчулакова (1967),.Г. Уманова (1970), А. Сейтешева (1974), А. К. Кунантаевой (1980), К. Б. Жарикбаева (1982) и других.

К 1952 году был осуществлён 7-летний всеобуч. В школах возросло число девушек-казашек. Освоение целинных и залежных земель (с 1954года) вызвало значительный приток новосёлов из многих республик СССР; для их детей открывались школы с обучением на русском языке. В 1959—60г.г. завершено введение 8-летнего всеобуча. С середины 70-х до кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее среднее образованиемолодёжи. При росте числа общеобразовательных учебных заведений доля нерусских школ в 60- 80-х гг. снижалась. В конце 80-х гг. возрождается обучение на родном языке для многих этнических групп, проживающих в Казахстане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: