Место истории в системе наук. Предмет исторической науки

План лекции

Драматургія. Зі звільненням України від радянського впливу українська драматургія набирає нових обертів. Нова українська драма різножанрова та різноаспекторна. На сцені постають авангардові драми, модернові, абсурдні, декаданськи та просто реалістичні. Відновлюється, навіть, досить архаїчний жанр – бурсацької драми, відбудовується переосмислення сюжетів вертепного театру.

П’єси найвидатніших українських драматургів сучасності Наталі Ворожбит, Сергія Щученко, Неди Неждани «Той, що відчиняє двері») Олега Миколайчука–Низовець, Олександра Ірванеця та інших – активно ставляться на сценах сучасного професійного театру.

Є також тенденція авторів-спонсорів 9пєси ставляться на гроші авторів).

1. Место истории в системе наук. Предмет исторической науки.

2. Историография как история развития исторической науки. Отечественная историография: этапы становления.

3. Понятие исторического источника. Классификация источников. Критика источников.

4. Методы исторической науки. Междисциплинарные подходы в исторической науке.

…нет такого коллективного общественного проекта,

который был бы возможен без исторического воспитания

его участников и без исторического анализа проблем

Антуан Про

История (в переводе с греческого – «исследование») – наука о прошлой социальной реальности.

Предмет исторической науки многогранен, как многогранна сама социальная реальность. Он включает в себя следующие компоненты – социальную систему, систему культуры и систему личности [1]. Социальная система, в свою очередь, состоит из экономической, политической и социентальной подсистем, внутренней средой которых является повседневное взаимодействие людей. Таким образом, по предмету можно выделить политическую, экономическую, социальную историю и историю повседневности. Изучение системы культуры представлено работами по «истории идей» (истории мысли) и по «истории культуры» (истории продуктов человеческой деятельности). Наконец, изучение системы личности предполагает развитие биографического жанра (персональной истории, истории жизни), а также исследование поведения, психологии и менталитета различных социальных групп[2].

История, как наука, занимающая важное место в системе социо-гуманитарного знания, выполняет ряд важных функций. История преподносит нам «уроки прошлого»; способствует накоплению социального опыта и «поддержанию образцов», т.е. закрепляет в исторической памяти примеры должного и, наоборот, неприемлемого поведения; с помощью героизации прошлого или забвения тех или иных его страниц «легитимирует настоящее»; обеспечивает самопознание и позволяет «открывать Другое»[3]. Традиционно выделяют следующие функции истории:

· познавательная – выявление закономерностей исторического развития;

· воспитательная – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств;

· идеологическая – выработка научно обоснованного политического курса;

· мировоззренческая – идентификация и ориентация общества и личности;

· прогностическая (социальное предвидение) – на основе анализа исторического процесса возможно определение перспектив общественного развития.

Современные исследователи выделяют несколько уровней исторического познания:

· всемирная (глобальная) история (история всего «мира» или «человечества»);

· региональная история (история больших территорий, выходящих за пределы государственных границ, история отдельных цивилизаций или культур);

· страновая (национальная) история (включая историю народов и национально-государственных образований);

· локальная история (от дома или улицы до поселков и городов, штатов, графств, провинций, «субъектов федерации» и т.д.)[4].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: