Первый подход к определению общественного блага

Экономическая теория благосостояния.

Теория благосостояния сосредоточена вокруг следующихпроблем:

1) содержание понятия общественного блага, или пользы(полезности), и механизм, позволяющий выявить это благо: рынок, голосование или политический диктат;

2) соотношение общего блага и результатов деятельностииндивидов, преследующих свои собственные цели ивлияние на этот процесс институциональной структурыэкономической системы. Обсуждается вопрос о том, какоеустройство системы обеспечивает лучшее соотнесение частных интересов и общественного блага: свободный рынок, рынок с элементами регулирования, централизованный механизм принятия решений и управления.

Можно выделить два подхода к решению вопроса о сущности общественного блага. Согласно первому, общественноеблаго характеризуется целевой функцией, которая подлежитоптимизации. Согласно второму, это в некотором смысленаилучшее состояние с точки зрения индивидов.

Первый подход позволяет выработать идею социально-экономического управления, предполагающего знание общественной целевой функции и способов ее оптимизации. Но онне дает ответа на вопрос о том, каким образом выявить этуфункцию. Одним из способов является голосование и решение большинством голосов, однако этот способ не гарантирует в общем случае выявления общественных предпочтений. Врусле данного подхода создавал теорию Артур Пигу (1877-1959 гг.).

В книге «Богатство и благосостояние» (1912 г.) и в еепереработанном и расширенном виде под новым названием«Экономическая теория благосостояния» (1920 г.) он развивал принцип «наибольшее благо для наибольшего числа людей». Максимум благосостояния может быть достигнут путемболее равномерного распределения доходов, хотя это можетотрицательно повлиять на накопление капитала и производственную энергию.

Доход подвержен действию принципа убывающей полезности. В результате перераспределения дохода сумма удовлетворения бедных слоев общества возрастет больше, чемуменьшится сумма удовлетворения богатых. Поэтому он выдвигает идею умеренного перераспределения доходов посредством активной налоговой политики государства, обосновывает необходимость прогрессивной системы налогов, введения налога на наследство.

Пигу разграничивает общественные и частные издержки и выгоды, в современной интерпретации это идея такназываемых внешних эффектов.

Предложение Пигу состоялов том, чтобы«интернализовать», т.е. сделать из неявных явными различия между общественными и частными выгодамии издержками. Это, по его мнению, может сделать лишь государство, например, с помощью налоговой политики.

Пигу проводит различие между благосостоянием отдельных лиц, социальных групп и общим благосостоянием нации.

Последнее шире двух первых и включает не только уровеньдоходов, но и условия труда и отдыха, обеспеченность жильем, доступность образования.

Существуют различные причины, как утверждает Пигу, нарушающие совершенство рыночного механизма и вызывающиерасхождение между частными и общественными интересами.

Одна из них – возникновение монополий. Существование монополий вызывает рост цен и снижение инвестиций, что понижаетбудущий национальный доход. Это также оправдывает вмешательство государства в экономическую жизнь.

Имеются две формы государственного вмешательства вэкономику: прямая и косвенная. Косвенное вмешательство использует только налоги и субсидии. Прямоевмешательство включает государственный контрольнад ценами и объемами выпуска. В обычных условияхвполне достаточно косвенного вмешательства, и толькопри чрезмерном усилении монополий временно допустимо прямое вмешательство государства в экономику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: