Теория общественного выбора. Неоинституционализм исходит из предположения, чтосоциальные институты поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории

Неоинституционализм

Неоинституционализм исходит из предположения, чтосоциальные институты поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории. Неоинституционализм наиболее тесно связан с неоклассической теорией, от которой он ведет свое происхождение. Понятия и методы микроэкономики – максимизация, равновесие,эффективность – стали прилагаться к широкому кругу такихвнерыночных явлений, как парламентские выборы, образование и др. Основу методологии неоклассической школы составляют принципы рационального поведения и индивидуализма, которые были подхвачены неоинституционалистами.

Среди множества теорий неоинституционализманаибольший интерес представляют теория общественноговыбора и теория прав собственности.

По-своему подошли к проблеме экономического регулирования представители вирджинской школы, сформировавшейсяв 60-70-х гг. на базе Вирджинского университета. Джеймс Бьюкенен (род. 1919 г.) – ведущий разработчик теории общественного выбора – исходил из того, что речь следует вести не о приоритете или выборе определенной политики, а о пути ограничения государственного регулирования и регламентации.

Позиция вирджинской школы заключается в том, что онанегативно относится к государственному вмешательству вэкономическую жизнь. Вместе с тем она не считает, что рынокспособен выполнять роль эффективного регулятора. Рынокработает плохо, но это не значит, что государство будет работать лучше.

Теория общественного выбора опирается на три основныепредпосылки:

1) Индивидуализм: люди действуют в политической сфере,преследуя свои личные интересы, и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора – этотеория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.

2) Концепция «экономического человека». Его поведениерационально. Рациональность индивида имеет в даннойтеории универсальное значение. Это означает, что все – отизбирателей до президента – руководствуются в своейдеятельности экономическим принципом: сравниваютпредельные выгоды и предельные издержки.

3) Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынкелюди меняют яблоки на апельсины, то в политике платятналоги в обмен на общественные блага. Этот обмен неочень рационален: обычно налогоплательщики одни, аблага за счет налогов получают другие.

Сторонники этой теории рассматривают политическийрынок по аналогии с товарным. Государство – это арена конкуренции людей за влияние напринятие решений, за доступк распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство – это рынок особого рода. Его участникиимеют не обычные права собственности: избиратели могут

выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды,обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Сторонники теории общественного выбора показали, чтонельзя полагаться на результаты голосования, поскольку они внемалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений.

Парадокс голосования – это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Для разрешения этого парадокса существует несколькоприемов: лоббизм, логроллинг.

Способы влияния на представителей власти с цельюпринятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.

Практика взаимной поддержки депутатов путем «торговли голосами» называется логроллингом.

Классической формой логроллинга является «бочонок ссалом» – закон, включающий набор небольших локальныхпроектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональномузакону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятиикоторых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы

обеспечить его прохождение, к нему добавляют все новые иновые предложения («сало»), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинствадепутатов. Это таит в себе опасность для демократии, так какпринципиально важные решения могут быть «куплены» предоставлением частичных налоговых льгот и удовлетворением

ограниченных местных интересов.

Государственные деятели думают о том, как обеспечить успех на выборах, получить голоса избирателей. При этом онинаращивают государственные расходы, стимулируя тем самыминфляцию. В свою очередь, это ведет к усилению жесткого регулирования, государственного контроля, раздуванию бюрократического аппарата. В итоге правительство концентрирует всвоих руках все большую власть, а экономика оказывается впроигрыше.

Существуют экономические предпосылки принятия неэффективных решений: недобросовестность чиновников, отсутствие ответственности, сокрытие информации, ее искажение.

А это порождает негативное отношение избирателей кправительственным решениям, распоряжениям, документам,

законам.

Концепция Бьюкенена предполагает реформирование существующей системы. В рамках «политического обмена» выделяются два уровня общественного выбора.

Первый уровень –разработка правил и процедур политической игры, например,правил, регламентирующих способы финансирования бюджета, одобрения государственных законов, систем налогообложения. Среди них могут быть принцип единодушия, квалифицированного большинства, правило простого большинства ит.п. Это позволит находить согласованные решения. Совокупность предлагаемых правил, норм поведения, процедур Бьюкенен именует «конституцией экономической политики».

Второй уровень – практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.

Критерием справедливости и эффективности политической системы должно послужить распространение правилэкономической игры на политический процесс. Сторонникитеории общественного выбора не отрицают роли государства.

По их мнению, оно должно выполнять защитительные функции и не брать на себя функции участия в производственнойдеятельности. Выдвигается принцип защиты порядка без

вмешательства в экономику. Блага общественного пользования предлагается преобразовать в товары и услуги, продаваемые на рынке. Люди и фирмы заключают сделки, осуществляют контракты с взаимной выгодой без регламентации состороны государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: